Импорт спецтехники. Итоги 2019 года | НААСТ

Импорт спецтехники. Итоги 2019 года

Материал предоставлен информационным партнёром Ассоциации – медиа-холдингом Экскаватор Ру

Руководитель аналитической компании ID-Marketing Андрей Ловков подводит итоги года в интервью журналисту Экскаватор Ру. В центре внимания – импорт спецтехники

– По данным аналитиков, в этом году на рынке превалировала тенденция умеренного роста (с постепенным замедлением). А по каким типам техники данные по импорту изменились значительнее всего? В каких сегментах, несмотря на общий тренд, наблюдалось падение?

– Как и в ранее размещенных обзорах, для анализа я возьму основные типы самоходной техники, как колесной, так и гусеничной. Последний период, по которому доступны актуальные данные, – январь-ноябрь 2019, от него и будем отталкиваться. Итак, в рассматриваемом периоде в Россию было импортировано на 14,9% больше машин, чем годом ранее, а вот в стоимостном исчислении наблюдается сокращение поставок. Сложно говорить о том, что у нас умеренный рост, т.к. по разным позициям показатели разнятся, хотя в целом по рынку наблюдаются положительные цифры. При этом динамика, все же, имеет тенденцию к снижению.

Доля техники, собранной непосредственно в США, составляет 2,6%

Отмечу, что максимальные значения роста наблюдаются на рынке компактных колесных погрузчиков (на 70,6%). Данный сегмент в лидерах по импорту и в денежном выражении с показателем 76,8%. Со знаком “минус” отметилось сразу 8 типов техники в количественном выражении и 11 – в стоимостном. Наибольшее падение произошло в наименее емком сегменте пневмоколесных катков: снижение составило 40,7% в штуках и 49,6% в деньгах.

– Предлагаем отдельно рассмотреть ситуацию в сегменте мини-техники, а также горного оборудования.

– Наиболее крупным сегментом среди мини-техники являются погрузчики с бортовым поворотом, которые входят в ТОП-5 импортируемых товаров по совокупному объему. В рассматриваемом периоде их ввоз увеличился на 21,3%, что выше средних показателей по отрасли. На шестой и седьмой позициях расположились мини-экскаваторы и компактные погрузчики.

Если о компактных погрузчиках мы уже говорили, то в случае с мини-экскаваторами отмечу несколько особенностей. Во-первых, в общей структуре сегмента значительная доля принадлежит подержанным машинам, которых в январе-ноябре 2019 насчитывалось 85,9%. Более того, на долю именно мини-экскаваторов приходится 71% подержанных машин от всего объема импорта по рассматриваемым позициям. Во-вторых, произошел рост поставок в натуральном выражении на 39% при падении в стоимостном на 5,4%, что объясняется сокращением импорта новых мини-экскаваторов на 18,4%.

Завершая тему про мини-технику, отдельно отметим малые бульдозеры. Это один из наименее емких сегментов рынка, объемы которого сократились на 8,6% в натуральном выражении и на 60% в стоимостном.

На китайские погрузчики приходится почти 71-процентная доля на рынке

Среди основных видов горного оборудования наименее емким является импорт тяжелых погрузчиков. По итогам рассматриваемого периода в Россию было ввезено 56 машин, что на 7 единиц меньше, чем годом ранее. Импорт больших горных гидравлических экскаваторов показал наихудшие объемы за последние 3 года, сократившись в январе-ноябре 2019 года на 40%. А тяжелые бульдозеры и экскаваторы, напротив, продемонстрировали максимальные значения в посткризисный период, с темпами прироста, равными 8,9% и 23,9% соответственно.

– Проанализируйте структуру импорта по странам. Как изменились доли Китая, Ю. Кореи, Японии, Европы, США?

– Если рассматривать ТОП стран, в которых производят импортируемую в Россию технику, то он выглядит следующим образом: Китай, Япония и Великобритания. Их суммарная доля в общем объеме составляет 65,2%. При этом лидерство Китая неоспоримо. Даже если мы объединим все европейские страны, то они не смогут дотянуть до показателей Поднебесной. По итогам января-ноября 2019 года к нам было ввезено 7 383 машины, собранные в Китае, что составило почти 37% от общего объема рынка. Данный результат превзошел статистику за прошлые годы, хотя в 2017 г. показатели были схожими. При этом по сравнению с 2018 годом наблюдается небольшой рост.

Импорт спецтехники из Южной Кореи сократился на 7,6%

Южная Корея разместилась на четвертой позиции, сократив объемы импорта по сравнению с 2018 годом на 7,6%, что отразилось и на суммарной доле. Значительно уменьшились поставки техники, собранной в США: падение составило 44,5%, а доля упала до 2,6%. И это произошло даже несмотря на частичное перераспределение поставок (имеются в виду отгрузки продукции американских брендов, таких как Caterpillar и John Deere, с заводов в Китае и Европе).

Думаю, что есть смысл отдельно остановиться на структуре импорта по странам. В январе-ноябре 2019 года из 23 анализируемых позиций из Китая в Россию поставлялась продукция по 21. Только тяжелые бульдозеры и большие горные экскаваторы из данной страны не ввозились. Среди типов техники лидируют, конечно же, погрузчики (средние, компактные и с бортовым поворотом): на их долю приходится 70,9% ввозимых машин. Отметить стоит и сегмент средних гидравлических экскаваторов, где доля собранных в Китае машин составляет 31,5% от всего импорта за рассматриваемый период. Однако, если рассматривать марочную структуру Китая, то на 83,4% она представлена европейскими и американскими брендами Caterpillar, JCB, John Deere и Liebherr. Небольшая доля приходится на SDLG, LiuGong и Sany, которые ввезли на 80,7% средних экскаваторов больше, чем годом ранее.

Япония также широко представлена в структуре импорта, данная страна отметилась сразу в 20 сегментах. В лидерах – гидравлические мини-экскаваторы, поэтому не удивительно, что суммарная доля подержанных машин японских брендов составляет 48,5%. Великобритания – это, конечно же, марка JCB, основа продуктовой линейки которой – экскаваторы-погрузчики и телескопические погрузчики. Южная Корея везет к нам экскаваторы всех классов, а Германия – дорожную технику.

По объемам поставок из Японии лидируют мини-экскаваторы

– Как менялась ситуация в течение года?

– В течение года глобальных изменений не наблюдалось. Я бы даже сказал, что динамика не была похожа на “кардиограмму”, что означает планомерное развитие рынка. Мы могли только наблюдать признаки сезонности, когда продажи традиционно наиболее активны – это второй квартал и конец года. Единственное, что можно выделить, это спад в августе, но уже в сентябре-октябре 2019 года объемы восстановились до среднерыночных значений по текущему периоду.

– Сделайте прогноз на 2020 год

– Не думаю, что в 2020 году стоит ожидать увеличения рынка. Текущие проекты по строительству и дорожному строительству не дают повода говорить о значительном росте объемов работ. Речь в большинстве своем будет идти о плановой замене устаревшей техники с возможным увеличением импорта в пределах 10%.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *