Строительство – сфера особенная и положение обязывает. При общем проседании экономики, федеральное строительство с его + 5-6% роста выглядит крайне достойно. Впрочем, и в абсолютных цифрах строительный год показал себя с лучшей стороны – более 100 млн. кв. м жилья. Это самый большой ввод за всю постсоветскую историю.
Впрочем, не вводом единым, год выдался тяжелым и обильным на экономические и геополитические потрясения. Коснулись они и строительства. Правда, в предновогодние дни, в ожидании праздника вспоминать о них не станем. А настроимся на позитивный лад и отметим неоспоримые плюсы этого года в строительном сегменте.
Динамика и темп
Старт стабильного роста ввода жилья был дан не в этом году, а еще в кризисный 2020, когда вокруг свирепствовал могучий и ужасный( и ныне всеми благополучно забытый) ковид. Данный тогда разбег строительству жилья, не остановился ни в 21, ни в 22-м. так что можно сказать – динамика вполне положительная и многолетняя. Результаты же – налицо.
– В этом году ожидается исторический прирост сданного жилья. Планка в 100 миллионов квадратных метров преодолена, – объяснил на пресс-конференции вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, этот объем введенного жилья помог улучшить жилищные условия 3,6 миллионов семей.
Кстати говоря, большое обилие вводимого жилья столкнулось с нежеланием многих людей покупать квартиры. Обстановка нестабильная, а значит немало наших сограждан решили повременить с приобретением заветных квадратных метров. Вообще-то, это тоже плюс. Большие объемы, встречая небольшой спрос заставят (и уже заставляют) застройщиков снижать цены. Это увеличивает доступность жилья для россиян.
Уложим на совесть
Дороги, а точнее дорожные строители тоже могут похвастаться выдающимся результатом. Так в дорожном строительстве уложено 170 млн кв. м асфальта в рамках проекта капремонта и строительства дорог. С прошлого 2021-го значение подросло – тогда асфальтом покрыли 142 млн квадратов.
Всего же за 12 месяцев построено и реконструировано 1,2 тыс. км дорог, приведено в нормы -30 тыс. За примерами далеко ходить не надо – так построены и открыты 106 км автомагистрали М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань». Завершились и работы на трассе М-4 «Дон» в Воронежской области, чтобы обеспечить скоростное движение в Ростовскую область. Развивается маршрут «Запад – Восток».
Индастриал плюс
Промышленное строительство в России в уходящем году оказалось на высоте.
Новых объектов открылось много. Посудите сами, только за октябрь – вошло в эксплуатацию 11 крупных производств. Под крупными понимаются те, чьи затраты на строительство составили более 100 млн рублей. Всего в октябрьские объекты вложено 161,5 млрд руб. инвестиций.
В ноябре к ним добавилось еще 13 новых производств.
Перечислить все введенные по году промышленные объекты не представляется возможным. Выделим лишь наиболее любопытные.
В Республике Адыгея открылся завод по производству домокомплектов. Их не только производят, но и осуществляют монтаж на стройплощадках по технологии МСБК (каркас из металлоконструкций). Это большое строительное подспорье для региона и его окрестностей.
А в Улан-Удэ запущен крупный домостроительный комбинат. Кстати, единственный в Бурятии завод по производству железобетонных панелей для строительства жилых домов, как индивидуальных, так и многоквартирных.
В Перми ввели в строй производство высокотемпературного бронированного нефтепогружного кабеля. На первом этапе планируется выпускать 180 км кабеля в месяц, в дальнейшем объем увеличат в два раза. Более 70% продукции нового цеха будет поставляться на зарубежные рынки.
Серийное производство высококачественных лифтовых лебедок наладил научно-технический центр «Приводная техника», расположенный на площадке «Печатники» особой экономической зоны Москвы. Промышленное производство заточено на выпуск до тысячи комплектов в год. Это очень важно для импортозамещения иностранного лифтового оборудования в сфере массового жилья.
В Боровичах, что расположены в Новгородской области появилось производство, выпускающее напорные трубы из полиэтилена для газопроводов и водоснабжения. Производство способно производить до 300 м труб в сутки. Диаметр самый разный, можно оснастить и магистральные газопроводы, и уличные сети. А главное, изготовлено полностью на отечественной базе.
На Новомосковском заводе полимерных труб запущена новая линия по выпуску профиля СПИРАТЕХ. Здесь будет изготавливаться профиль 5 типоразмеров, что позволит восстанавливать трубопроводы диаметром от 400 мм до 5 метров. Новая линия покроет потребности в размере 1,5 тыс. тонн профиля в год.
Наводя мосты
В августе был открыт Новый Архангельский мост через реку Шексну в Череповце Вологодской области.
Мост позволит региону решить сразу несколько проблем. Это и сокращение времени пути для горожан и расширение транзитного коридора с Русского Севера на юг. Расстояние от Череповца до Москвы стало на 132 км меньше: новая дорога идёт через Череповец на подмосковный Сергиев Посад.
Мост плотно впишется в транспортный каркас Центрального и Северо-Западного федеральных округов, тем самым расширив логистическое плечо дорожной артерии, объединившей юг с остальными регионами России. Бюджет строительства – 17 млрд рублей.
Еще одна крупнейшая стройка – автомобильный мост через Амур в Благовещенске. За год он сможет принять 300 тыс. авто и 3 млн пассажиров. Он построен из расчета пассажиропотока в три миллион пассажиров и проезд трёхсот тысяч автомобилей в год. Мост соединил Благовещенск с китайским городом Хэйхэ.
Строительство велось с конца 2016 го, в ноябре 2019-го его завершили, но запуск движения был отложен из-за пандемии и стартовал лишь в июне этого года.
Бюджет проекта составил более 18 млрд руб.
Локомотив ИЖС
Россияне все больше предпочитают индивидуальное жилищное строительство. Причем предпочтение переходит в обожание. Сегмент начал расти еще в начале года, за первое полугодие был поставлен рекорд – 39,2 млн кв. м, это целых 62% от общих объемов жилья. Такого желания иметь свой собственный дом не помнят даже старожилы.
Ажиотаж наблюдался до конца октября и лишь в ноябре последовал спад до 1,76 млн. кв. м за месяц. Видимо сказались исчерпанность темы и сезон.
Точные годовые показатели пока неизвестны, но за 11 месяцев ИЖС показало себя настоящим локомотивом строительства. Введено порядка 56 млн кв. м. Это сразу бьет и предыдущий 2021-й и даже доковидный 2019 с его 32,4 млн. При этом в 2021 году показатель достигал 46 миллионов, а в 2019-м — 32,4 миллиона «квадратов».
По оценке экспертов ВТБ, площадь введённых в эксплуатацию индивидуальных жилых домов в России в этом году все-таки дойдет до 60 миллионов кв. м. Таким образом индивидуальные дома станут примерно в 1,5 раза популярнее многоквартирного жилья.
Нет поводов для провала
Едва ли можно отрицать, что санкции серьезно повлияли на отрасль. Пришлось выкручиваться и запускать новую программу импортозамещения, особенно в области стройматериалов. И в этом деле имеются серьезные подвижки. Например, к июлю 2022 года 740 наименований из 944 были заменены на аналоги производимые или у себя или в дружественных государствах. Сложнее с программным обеспечением: по прогнозам Минстроя, переход на российское ПО в сфере градостроительства займет от 3 до 5 лет. Как считает член совета Ассоциации «Национальное объединение строителей» Алексей Белоусов, год наступающий не сулит провалов.
– Он не станет периодом провала, так как цикл строительства, с учетом активизации застройщиков в 2021 году, составляет 2-3 года. Начатые проекты сдавать надо.
Восстановление
Самая крупная стройка в стране сейчас находится в Мариуполе. Там уже подключены к теплоснабжению более тысячи домов.
В городе сосредоточено 38 тыс. строителей, а всего на восстановлении Донбасса трудятся более 50 тысяч. Ими восстановлено 600 км дорог, полтора десятка мостов и тысячи инфраструктурных объектов.
Строительная отрасль очень успешно развивалась в уходящем 2022 году. По его итогам будет возведено более 100 миллионов квадратных метров жилья. При этом на счету стройкомплекса будет порядка 14% всех собираемых налогов. Это действительно локомотив экономики и останется таковым в следующем 2023-м.
Год подходит к концу. Остается лишь поздравить наших дорогих и уважаемых строителей.
Автор статьи: Даниил МАЦЕЙКО
Добавить комментарий