Материал информационного партнёра НААСТ – Экскаватор Ру
Второй год в экономике нашей страны происходят глубокие перемены. Компании из стран «коллективного Запада» массово покидают российский рынок. На фоне этих процессов мы рассмотрим, как сегодня обеспечивается двигателями отечественная дорожно-строительной техника
Ещё недавно значительная часть силовых агрегатов закупалась именно у западных компаний. Теперь им на смену приходят фирмы из «дружественных» стран. Чтобы не «охватывать необъятное», из всего многообразия дорожно-строительной техники мы возьмём экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, погрузчики и бульдозеры и на их примере оценим текущую ситуацию на рынке.
Какие двигатели сегодня доступны в России?
Из ответов опрошенных нами специалистов видно, что былого разнообразия марок и моделей двигателей теперь нет. Немногочисленные отечественные заводы производят ограниченный ассортимент упомянутых выше машин, и комплектуются все они в основном силовыми агрегатами Ярославского моторного завода и лишь немного — Тутаевского моторного завода. Двигатели «ЧТЗ-Уралтрак» в гражданский сектор производства сейчас не идут. Из иностранных используют ДВС Минского моторного завода, Cummins, которые поступают по «параллельному импорту», а также китайские Weichai, а ещё Isuzu — тоже китайского производства.
Денис Куваев, директор по маркетингу ООО «ЧЕТРА»: «На бульдозеры ЧЕТРА, в основном, устанавливаются двигатели ЯМЗ — более 80%. И лишь 20% — это зарубежные силовые агрегаты. Также лёгкие бульдозеры мы можем укомплектовать китайскими двигателями Weichai. На экскаваторы устанавливаются моторы трёх производителей: Weichai, Cummins, Isuzu».
Недавно Машиностроительная группа «КРАНЭКС» (г. Иваново) приступила к выпуску нового поколения экскаваторов 10-й серии, которые оснащаются двигателями Cummins и Isuzu китайского производства (с электронным управлением, мощностью от 169 до 408 л.с.). Эти моторы на 20% экономичнее агрегатов предыдущей серии. Впрочем, ситуация ещё будет меняться. Вместо китайских Cummins планируют со временем использовать двигатели Cummins, производимые в Набережных Челнах, а также применять моторы Weichai, выпускаемые в Республике Беларусь.
На заводах UMG практически вся техника комплектуется двигателями ЯМЗ. Александр Игутов, руководитель направления продуктового менеджмента компании: «Новый экскаватор UMG E225C в базовой комплектации оснащается ЯМЗ-534 (4-цилиндровым), по желанию клиента может быть установлен ЯМЗ-536 (6-цилиндровый). Двигатели оборудованы электронной системой управления, которая повышает топливную экономичность машин. Телескопический погрузчик тоже комплектуется ЯМЗ-534 с электронной системой управления. В этом году надеемся возобновить производство экскаваторов-погрузчиков UMG, они будут оборудоваться ДВС аналогичной модели. Фронтальный погрузчик, который выпускает ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», оснащается двигателем ЯМЗ-536. Также в производственной линейке UMG есть 5-тонный фронтальный погрузчик, который пока комплектуется китайским двигателем Weichai. Однако, существуют планы заместить его либо на ЯМЗ-536, либо на ЯМЗ-236 (6-цилиндровый, V-образный) с механическим управлением ТНВД».
У каждого ДВС — своя ниша
И отечественным, и иностранным двигателям находится место на рынке.
Артур Мугдусян, коммерческий директор «Завода дорожных машин» (г. Рыбинск): «Для модернизации нашей техники, в том числе, внедрения электронного управления, будет расширяться использование двигателей ЯМЗ. Также использование ярославских двигателей повысит ТТХ наших фронтальных погрузчиков: мощность, надёжность, экономный расход топлива и приспособляемость к суровым условиям работы. Кроме того, такие двигатели более востребованы клиентами по госзакупкам, как соответствующие закону №44-ФЗ».
На достоинствах агрегатов ЯМЗ акцентировал внимание и Сергей Солдатов, руководитель группы продвижения продукции «Петербургского тракторного завода»: «На промышленной линейке КИРОВЕЦ мы используем исключительно российские классические двигатели ЯМЗ. Техника, которую мы выпускаем, зачастую используется в экстремальных условиях Крайнего Севера. ЯМЗ зарекомендовали себя очень хорошо: простые и надёжные, ремонтопригодные, не слишком требовательные к качеству топлива, хорошо известные механикам предприятий».
Однако и китайские силовые агрегаты показывают себя неплохо. А. Игутов, UMG: «В Китае производят двигатели по лицензиям ведущих мировых компаний Deutz, Perkins и т.д. В Россию такие моторы зачастую поставляются с механическим ТНВД. В этом есть определённые преимущества: агрегаты проще по устройству и, значит, надёжнее, проще и дешевле в ремонте. Это плюс, особенно для случаев эксплуатации техники в отдаленных местах, вдали от сервисных центров».
Белорусскими, китайскими и прочими двигателями оснащается техника для коммерческих предприятий (т.е. машины, не предназначенные для закупки госструктурами). Возможно, и в этом секторе ярославские двигатели использовались бы шире, если бы не некоторая ограниченность линейки ярославских двигателей. А. Игутов, UMG: «Хотелось бы, чтобы ЯМЗ предлагал еще модели 4-цилиндровых двигателей меньшей мощности и, соответственно, меньших габаритов и массы». Ему вторит и Д. Куваев, «ЧЕТРА»: «У ЯМЗ нет мощных двигателей под нашу технику, например, под новую модель бульдозера ЧЕТРА Т45, а также не хватает двигателей малой мощности для коммунальной техники ЧЕТРА». Вот и приходится отечественным машиностроителям комплектовать машины зарубежными ДВС, более подходящими по мощности, массе и габаритам.
Новинки от российских заводов
Мы поинтересовались планами российских предприятий по внедрению новых моделей двигателей.
А. Игутов, UMG: «Ярославский моторный завод разрабатывает новинку — ЯМЗ-535, в планах также модель ЯМЗ-537. Это 4- и 6-цилиндровый двигатель соответственно, но с увеличенным рабочим объёмом и мощностью. Они должны будут заполнить промежутки в модельном ряду между ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536. Пока изготовлено два опытных образца ЯМЗ-535, один из них установлен и испытывается на экскаваторе UMG. ЯМЗ постоянно ведёт работы по совершенствованию своих двигателей. Заводом освоено производство ТНВД и электронной системы управления целиком из отечественных деталей. Недавно ЯМЗ просил нас собрать пробы моторного масла с двигателей телескопических погрузчиков, которые имеют наработку примерно 1 000 мото-часов. Цель этой работы — увеличить межсервисный интервал моторов ЯМЗ».
Д. Куваев, «ЧЕТРА»: «Планируем на наш новый 52-тонный бульдозер Т30.03 устанавливать силовой агрегат ТМЗ. Также в перспективе будет расширяться модельный ряд техники ЧЕТРА с двигателями Weichai».
Новым двигателям — быть
Статистика показывает, что при ёмкости рынка двигателей для грузовых автомобилей и внедорожной техники стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), равном более 1 млрд руб., объём собственного производства ДВС на предприятиях этих стран составляет всего около 200 млн руб., то есть около 20%.
Недавно стало известно о планах Экономической комиссии ЕАЭС обеспечить технологический суверенитет и заместить выпадающий импорт за счёт создания на базе ЯМЗ, ТМЗ и ММЗ линейки инновационных дизельных двигателей для грузовых автомобилей и внедорожной техники, выпускаемых в России и Республике Беларусь. За основу будут взяты двигатели ЯМЗ и перспективные наработки специалистов предприятия, а производство комплектующих наладят в странах ЕАЭС. Программа создания «евразийского» двигателя должна быть запущена в этом году.
Добавить комментарий