Материал информационного партнёра НААСТ – Экскаватор Ру
До недавнего времени на рынке телескопических погрузчиков не было ни одного отечественного производителя, невзирая на неоднократные попытки наладить сборку этой техники в России. Основным источником пополнения автопарков долгое время оставался импорт
В 2019 году компания UMG СДМ приступила к разработке нового для себя вида техники и в июле 2021 года передала ключи от первых российских телескопических погрузчиков своим клиентам. Впервые от опытных образцов дело дошло до серийной сборки. И сейчас, несмотря на определённые сложности, связанные с началом СВО, выпуск техники продолжается на достаточно хорошем уровне: доля UMG составляет порядка 4–5% отечественного рынка.
Говоря о российских производителях, нельзя не отметить компанию «Ростсельмаш». Это крупный игрок на рынке сельскохозяйственной техники и оборудования, а вот в дорожно-строительной технике — новое имя. Но учитывая масштаб и финансовые возможности «Ростсельмаша», можно предположить, что его начинания в сегменте ДСТ получат развитие. Опытный образец телескопического погрузчика компании в данный момент проходит обкатку, а его презентация запланирована на май 2024 года. О судьбе нового проекта обязательно поговорим в материалах, посвящённых рынку строительных машин, а сейчас подробнее остановимся на импорте.
Общая динамика импорта телескопических погрузчиков характеризуется резким падением показателей в марте–апреле 2022 года после ухода целого ряда крупнейших поставщиков этой техники из недружественных ныне стран. Учитывая, что большую часть рынка представляли именно западные бренды, просадка получилась очень серьёзная. В апреле импорт сократился более чем в 10 раз и на протяжении нескольких месяцев находился на минимальных значениях. И только после активизации китайских игроков поставки начали постепенно увеличиваться, но годовое падение всё равно составило 47%. Рост ввоза во второй половине 2022 года продолжился и в 2023 году, что вернуло рынок к докризисным значениям, однако до максимума 2021 года не хватит по итогу 8–10%. Общий прирост поставок в январе–ноябре 2023 года составил 77,6%.
Динамика импорта телескопических погрузчиков в Россию в 2019 – ноябре 2023 гг., шт. Подготовлено ID-Marketing
В 2022 году рынок начал меняться. Было сложно сказать, кто выйдет на первый план, ведь ранее случалось, что до 80% совокупной доли импорта приходилось на JCB и Manitou — производителей из Великобритании и Франции. Сейчас общий тренд стал более очевидным, и некоторые механизмы, включая параллельный импорт, стали более популярны и понятны. Отечественный автопром в состоянии в текущих условиях покрыть максимум до 10% рынка (пока неизвестно, насколько успешным окажется проект «Ростсельмаша»). В этой связи активизировались представители китайской стороны, причём как знакомые нашей стране бренды, так и производители, которых раньше никогда не было в рассматриваемом нами сегменте. И всё же в лидерах остаётся Manitou. В январе–ноябре 2023 года под брендом французского производителя в Россию ввезли столько же телескопических погрузчиков, сколько и годом ранее. Практически сохранились объёмы 2022 года и у Dieci, снизившись только на 10%.
Ведущие марки из Китая, в том числе и в данном сегменте, а именно: XCMG, LGMG и Sany — расположились на второй, третьей и четвёртой позициях. Из-за низкой базы прошлогодних значений мы можем наблюдать кратное увеличение объёмов импорта у всей вышеобозначенной тройки. Наибольшие значения — у LGMG, импорт телескопических погрузчиков которой вырос в 17 раз. У XCMG этот показатель увеличился 7 раз, а прирост поставок Sany составил 188%.
Продолжает расти и количество участников данного рынка. Если в 2021 году в Россию было ввезено 23 марки погрузчиков, в 2022 —35 марок, то по итогам одиннадцати месяцев 2023 года — уже 45.
Импорт основных марок телескопических погрузчиков в Россию в январе–ноябре 2023 года, % (натур. выражение). Подготовлено ID-Marketing
В отличие от большинства других отраслей, доля Китая здесь не запредельная, но нужно понимать специфику этого рынка. За весь 2021 год в Россию было ввезено только 11 телескопических погрузчиков китайского производства. Мы видим неплохие показатели у Франции и Италии. Импорт телескопических погрузчиков последней и вовсе подрос на 2% относительно значений 2022 года. Сохраняются поставки техники британской сборки, хотя их объёмы просели даже к показателям января–ноября прошлого года на 60%.
Ведущие страны-производители телескопических погрузчиков, импортированных в Россию в январе–ноябре 2023 года, %. Подготовлено ID-Marketing
Несколько слов скажем об изменении стоимости телескопических погрузчиков на российском рынке.
Естественно, что с удорожанием самой логистической процедуры, увеличилась таможенная и, как следствие, конечная стоимость машин. И этот рост наблюдается практически по всем видам техники из недружественных стран. Несмотря на сложившуюся ситуацию, наиболее популярным среди телескопических погрузчиков по-прежнему остается Manitou MLT-X 735 T LSU. К сентябрю 2023 года цена на него выросла на 75%.
LGMG H1840 — вторая по популярности модель в сегменте. Прирост цен здесь оказался ниже, чем у французского конкурента, но тоже достаточно ощутимым и составил 55%.
Наименьшие колебания стоимости у Jianghe T3507 (+36%).
Подводя итоги сказанному, отметим: несмотря на низкую активность китайских игроков до 2022 года, по итогам января–ноября 2023 года они смогли заместить большую часть рынка. При этом свыше трети рынка продолжают удерживать марки из недружественных стран, что говорит о востребованности этих машин даже со значительным увеличением их стоимости.
С другой стороны, отечественные специалисты активно работают над развитием производства телескопических погрузчиков, и мы ожидаем увеличение доли российских компаний вдвое.
Автор: Андрей Ловков,
коммерческий директор ID-Marketing
Добавить комментарий