Материал информационного партнёра НААСТ – Экскаватор Ру
В 2023 году импортная составляющая рынка вилочных погрузчиков ознаменовалась полным уходом игроков из недружественных стран, за редким исключением ввоза в рамках параллельного импорта. Кроме того, произошло замещение и наращивание объёмов поставок, что позволило создать определённый задел и избежать катастрофической нехватки техники
Рынок вилочных погрузчиков с противовесом всегда был достаточно ёмким в сравнении с прочими видами специальной техники. Главный вопрос последних двух лет, как и в большинстве других направлений, — возможность замещения техники ушедших брендов марками из дружественных стран. Вопрос остаётся актуальным, учитывая, что 4–5 лет назад на компании из дружественных стран (в основном это, конечно же, Китай) приходилось не более 45% объёма всех поставок.
Если анализировать рынок по годам, то нужно отметить стремительный рост ввозимой техники в 2021 году, который несколько замедлился уже в апреле–июле 2022 года. С августа этого же года среднемесячные показатели ввоза достигли значений свыше 2 000 единиц, что позволило не только компенсировать спад импорта в середине года, но и увеличить итоговый результат в 2022 году до 21%.
2023 год и вовсе стал прорывным. Такого количества вилочных погрузчиков не ввозили никогда. При этом каждый месяц 2023 года (за исключением февраля) демонстрировал пиковые показатели в сравнении с соответствующими периодами всех рассматриваемых лет. Общий прирост поставок составил 51%.
Динамика импорта вилочных погрузчиков в Россию в 2019–2023 гг., шт. Подготовлено ID-Marketing
Не удивительно, что на общем фоне кардинально изменилась ведущая пятёрка марок, совокупная доля которых превысила 53%.
Лидирует HANGCHA GROUP, длительное время входящая в ТОП рейтинга. По сравнению с 2022 годом, объёмы импорта ведущего предприятия в КНР по выпуску вилочных погрузчиков и складской техники увеличились на 54%, при этом общая доля осталась практически на том же уровне.
На 64% выросли поставки техники HELI. Данная марка является рекордсменом по количеству компаний, которые её растамаживали в 2023 году: свыше 120 организаций. Наиболее крупными из них являются ООО «Хэли Евразия» и ООО «Чайна Форклифт». Замыкает тройку JAC, снизивший ввоз вилочных погрузчиков в прошлом году на 14%.
Первые поставки бренда TRF (Truckresurs Forklift) начались в сентябре 2022 года. Постепенно наращивая свои показатели, по результатам минувшего 2023 года бренд показал рост объёмов импорта в 11 раз. В итоге это позволило представителю Поднебесной занять весомую долю в 7% и на четвёртом месте войти в пятёрку крупнейших представителей рынка, подвинув на одну позицию вниз EP Equipment.
Аналогичная динамика в 2022 году наблюдалась и у ZAUBERG, однако в 2023 году его поставки носили стихийный характер, что позволило ему закрепиться только в первой двадцатке рейтинга.
Общее количество марок, импортированных в 2023 году более чем пятьюстами компаниями, — 208. Для сравнения: в 2022 году было 330 компаний и 130 производителей.
Импорт основных марок вилочных погрузчиков в Россию в январе–декабре 2023 года, % (натур. выражение). Подготовлено ID-Marketing
Анализируя цены на вилочные погрузчики, нельзя не отметить тот факт, что различные производители техники имеют одинаковое написание моделей. В этой связи сравним наиболее популярные машины в рамках одной базовой модели, которой стала CPCD30. Сразу 20 производителей ввозили такие вилочные погрузчики.
С большим отрывом лидирует HANGCHA GROUP CPCD30. Среднетаможенная стоимость техники находилась на уровне 850 тыс. рублей. Наибольшая цена в период с июня по октябрь в пиковых значениях приближалась к 1 млн рублей. В ноябре–декабре динамика пошла на спад и составила 850 тыс. рублей.
Далее идёт базовая модель HELI CPCD30. Среди всех наиболее популярных рассматриваемых вариантов она оказалась самой дорогой. Её среднетаможенная стоимость составила более 1 млн рублей, а в пиковых значениях, которые пришлись на апрель, — 1,2 млн рублей. Стоит отметить, что в данном случае колебания цен на протяжении всего года находились в пределах 120 тыс. рублей.
Похожие показатели среднетаможенных цен и у техники CHL CPCD30 и LIUGONG CPCD30: 859 и 870 тыс. рублей соответственно.
Ведущие страны-производители вилочных погрузчиков, импортированных в Россию в январе–декабре 2023 года, %. Подготовлено ID-Marketing
Автор: Андрей Ловков,
коммерческий директор ID-Marketing
Добавить комментарий