В дорожной отрасли не прекращаются разговоры о нарастающем дефиците квалифицированных дорожных кадров. Уже ни одно более-менее значимое отраслевое мероприятие не обходится без такого обсуждения. На недавней ежегодной отраслевой конференции «Уральский путь», которая проходила в Екатеринбурге, тема кадров снова стала самой обсуждаемой – сначала в рамках официальной части, а затем и в кулуарах.
Низкие зарплаты в профильных колледжах привели к дефициту преподавательского состава
Государственный регулятор в последние десятилетия самоустранился от процесса взаимодействия образовательных учреждений и работодателей. В итоге, и те и другие отправились в «свободное плавание». Это привело к тому, что за последние годы в системе профессионального обучения накопился «гордиев узел» проблем, которые требуют немедленного решения.
Самая острая проблема профильных колледжей сегодня – недостаточное финансирование. Если дорожные ВУЗы в последние десятилетия еще как-то финансировались, то колледжи получали очень ограниченное количество средств – их не хватало ни на ремонт мастерских, ни на покупку оборудования, ни, тем более, на ремонт общежитий для учащихся. При этом всем было понято, что квалифицированных мастеров и рабочих все же требуется куда больше, чем инженеров.
Нельзя обойти стороной и низкие заработные платы профессорско-преподавательского состава дорожных учебных заведений. Как отметила руководитель ассоциации дорожного образования Светлана Жаденова, сегодня в Саратовской области остался один колледж, готовящий мостовых техников-строителей. Заработная плата мастера производственного обучения в нем составляет 14 тысяч рублей. – Ну кто за эти деньги пойдет учить будущих специалистов? – вопрошала Светлана Жаденова. – Колледж, конечно, может доплачивать мастеру, заработав деньги на дополнительных услугах, платном обучении. Но много ли там наберется?
При нынешним положении дел в ближайшие пять лет дорожная отрасль может столкнуться с резким ростом дефицита кадров. И тогда дорожникам придется работать уже с теми, кто останется.
Бюджетных мест не хватает, а платное обучение не всем по карману
Следующая острая проблема – нехватка бюджетных мест. В частности, в знаменитом МАДИ за последние 10 лет их число снизилось в 4 раза. А платное обучение на дорожно-строительном факультете по специальности «Автомобильные дороги» стоит 275 400 рублей в год (информация взята на сайте вуза). Не каждая семья может это себе позволить.
Если молодому человеку не удалось пройти на бюджет, и на семейном совете решают, куда поступать дальше, выбор падает обычно на гуманитарные специальности – обучение здесь в разы дешевле. Родители рассуждают так: пусть ребенок получит хоть какое-то вузовское образование.
Даже в автодорожных колледжах цены сегодня «кусаются». Например, стоимость обучения в Екатеринбургском автодорожном колледже составляет 90 000 рублей в год. Такую цифру привела методист колледжа Наиля Колчина. Понятно, что эта сумма для ряда семей тоже является достаточно существенной.
Контрольные цифры приема на бюджетные места определяет Министерство образования и науки РФ. Их формируют исходя из запросов работодателей и кадровой потребности в среднесрочной перспективе. А работодатели эти цифры намеренно занижают, т. к. не знают своих объёмов работ через 2-3 года. В итоге, страдают учебные заведения.
Очень слабо развиты и программы популяризации (рекламы) отрасли, почти нет работы по вовлечению в профессию в школах. Работодатели сегодня не спешат заниматься обучением молодых специалистов, нечасто приглашают их на стажировку. Крупные подрядные компании редко командируют своих топ-менеджеров с лекциями в профильные учебные заведения. А преподаватели не всегда имеют практический отраслевой опыт. Поэтому учебные программы часто расходятся с реальными потребностями рынка.
Диалог между учебным заведением и работодателем о том, какие выпускники, с какими знаниями и в каком количестве им нужны, сегодня хоть и начинается, но идет еще крайне слабо.
Переломить ситуацию можно лишь путем плотного взаимодействия представителей профобразования и рынка труда. Для этого, по словам отраслевых специалистов, работодателям необходимо обеспечивать финансовую поддержку учебных заведений. Чтобы те могли своевременно обустраивать учебные лаборатории, закупать оборудование, платить конкурентноспособную заработную плату.
Далее, необходимо обеспечивать прохождение стажировки не только студентов, но и мастеров производственного обучения, преподавателей образовательных организаций на базе предприятий работодателя. Чтобы те понимали, как учить именно сегодняшним технологиям и методам работы.
Студентов нужно как можно чаще вывозить на практику – на объекты работодателя, использующего современные технологии и передовую организацию производства. Случаи, когда студентов в рамках практики ничему не обучают, а лишь просят поработать курьерами или заняться иной непрофильной работой, должны быть искоренены.
Работодатели: если живешь от контракта до контракта, давать деньги на обучение неоткуда
Конечно, представителей подрядных организаций, которые думают о перспективах, понимают серьезность проблемы, становится все больше. Но тут не мешает посмотреть на сложившиеся реалии «их глазами».
Выделять собственные средства на финансирование учебных заведений, отрывать от работы своих ведущих специалистов, направляя их на работу со студентами, назначать наставников, которые будут заниматься обучением непосредственно на объектах и т д. – это все, конечно, очень хорошо и очень нужно. Но в условиях постоянного дефицита средств – а это дорожникам не в новинку – благотворительностью не очень-то позанимаешься. У работодателей должен быть некий финансовый задел, скажем так «жирок».
Вкладывать средства в подготовку студентов, или в перспективы можно лишь в том случае, когда эти средства и перспективы есть. Сегодня дорожная отрасль живет рывками. Был рывок под Олимпиаду 2014 – тогда было много работы. Потом был рывок под ЧМ- 2018 года – на тот момент дорожники тоже имели избыточную загрузку.
Сегодня активно строится лишь трасса М-12 «Москва-Казань». Но сколько существует ранее громко анонсированных и, в итоге, зависших проектов! Например, трасса «Меридиан», и многие другие. Кратко резюмируем: подрядчики не уверены в стабильности загрузки отрасли и нечетко видят векторы ее развития.
Также слабо развита система КЖЦ – контрактов жизненного цикла, которые заключаются, в среднем, на 3-5 лет. Благодаря таким контрактам подрядчик может уверенно себя чувствовать в течение какого-то отрезка времени.
Сегодня подрядчики, по сути, живут от контракта до контракта. А по окончанию контракта перед ними встает вопрос: когда и какой контракт удастся урвать следующим. И насколько придется подвинуться в цене чтобы выиграть торги.
– О каком инвестировании на перспективу (в данном случае, в обучение) при таком положении дел можно говорить? – вопрошают потенциальные работодатели.
Скажем честно, дорожник – это все же не работа мечты. Это порой вахтовый метод, резиновые сапоги, грязь, проживание в вагончике – если не спартанские, то приближенные к ним условия. Это работа на улице, мошки, комары, необходимость сделать массу прививок: от клещей и т д.
Чем мотивировать молодежь идти в столь нелегкую физичеки профессию, если сейчас можно пойти в IT-сферу и работать в комфортабельном офисе за компьютером?
Безусловно, о дорожном строительстве нужно рассказывать еще в школе. Объяснять, что если поначалу придется поработать «в полях», то в перспективе будет кабинетная должность со стабильной и высокой зарплатой. Будет престижная работа, т к. дороги нужны практически всем. В конце концов, согласитесь, это такая гордость – чувствовать себя причастным к большому делу! Будет что рассказать детям и внукам, показывая на карте построенную не без вашего участия трассу.
Пока отрасль не получит стабильного планирования и финансирования как минимум в перспективе 3-5 лет, проблему нехватки квалифицированных кадров решить вряд ли получится. И гарантировать молодежи стабильную и высокую оплату труда – тоже. Не получится даже ответить на вопрос первокурсника: «Господа работодатели, а какую дорогу мы будет строить, когда я получу диплом?» Вот, когда работодатель будет точно знать ответ на этот вопрос, тогда, видимо, он и будет готов инвестировать в работу с перспективными кадрами.
Автор статьи: Станислав ДОНИН
Источник: https://rcmm.ru/dorozhnoe-stroitelstvo/65194-gde-iskat-rezervy-dorozhnyh-kadrov-uralskij-put.html
Добавить комментарий