Материал информационного партнёра НААСТ: Экскаватор Ру
Представляем вашему вниманию результаты опроса, который мы провели среди своих партнёров в начале апреля 2024. Так, мы узнали, что сквозная аналитика настроена только у 32% участников рынка спецтехники и всего 21% компаний регулярно вкладываются в обучение своих сотрудников. А также о том, какие инструменты маркетологи используют чаще всего.
Структура респондентов
Большинство специалистов, принявших участие в опросе (а именно 68%), — представители компаний-продавцов спецтехники. Также в число респондентов вошли производители, официальные представительства определённых брендов, продавцы запчастей и смазочных материалов, арендодатели.
32% респондентов — крупные игроки рынка со штатом более 100 человек. Также в опросе приняли участие представители среднего и малого бизнеса: доля компаний со штатом от 30 до 100 сотрудников — 18%, от 10 до 30 — 36%, менее 10 человек — 14%.
Есть ли в вашей компании отдел маркетинга?
Более чем в половине компаний (57%), прошедших опрос, создан специализированный отдел маркетинга. 56% из таких компаний — со штатом более 100 человек. Но данный вариант ответа выбрало и определённое число представителей малого бизнеса.
Один штатный маркетолог есть у 29% компаний. Ещё 11% участников рынка распределяют маркетинговые задачи между сотрудниками различных отделов. И только 3% компаний (что радует) не занимаются вопросами маркетинга на систематической основе.
Какими инструментами продвижения ваша компания систематически пользуется?
Отвечая на данный вопрос, практически все участники рынка (82%) выбрали seo-продвижение собственного сайта и контекстную рекламу. 75% дополнительно к этому размещают объявления на классифайдах, 54% — развивают аккаунты в соцсетях. Другие маркетинговые инструменты используют менее половины компаний.
Топ-3 наиболее эффективных на практике инструментов
Далее мы попросили респондендов выбрать из всех используемых инструментов самые эффективные. И здесь в топ-3 попали те же варианты ответов: контекстная реклама, seo-продвижение сайта и работа на классифайдах. Тем не менее ряд компаний видит более значительный эффект от проведения PR-мероприятий с их освещением в СМИ; ведения соцсетей или мессенджеров; размещения статей в различных изданиях; медийной рекламы; e-mail-рассылки. Это подтверждает мнение, что каждая компания должна пробовать все возможные инструменты и выбирать наиболее эффективные конкретно для неё.
Какие каналы вы используете для общения с клиентами системно и регулярно?
Важным моментом в работе любой компании является своевременное реагирование на запросы клиентов. Мы решили спросить, какие каналы связи (помимо телефона, e-mail и мессенджеров) используют участники рынка. 71% респондентов выбрали ответ «Заказ обратного звонка и форма обратной связи на собственном сайте». Значительное число компаний активно отвечают на запросы в соцсетях (46%) и имеют онлайн-чат на сайте (36%). 21% (причём это не обязательно крупный бизнес) организовали работу круглосуточного call-центра, а также используют чат-бот в Telegram. Также отдельные компании (7%) практикуют видеоконференции.
Как вы отслеживаете эффективность рекламы?
У 34% компаний настроена сквозная аналитика, что позволяет проводить полный анализ проектов и оперативно вносить в них корректировки. Но большинство используют только отдельные инструменты из доступных (такие как Яндекс Метрика). 7% и вовсе не отслеживают систематически результаты продвижения.
Что из нижеперечисленного вы делаете?
Мы попросили респондентов конкретизировать, что именно они делают. Результаты таковы: 71% компаний ведут карточки клиентов/сделок; 61% — контролируют затраты на лидогенерацию, отслеживают эффективность рекламных кампаний с помощью Яндекс Метрики и сегментируют клиентов; 50% — формируют воронки продаж.
Что изменилось в продажах и маркетинге в вашей компании за последний год?
Маркетинг — это то, что не может быть статичным. У 43% компаний за последний год изменились каналы взаимодействия с участниками рынка, у 36% — каналы имиджевой рекламы, у 21% — каналы сбыта продукции. Отдельные участники рынка в целом стали больше средств направлять на маркетинг. И только у 7% компаний ничего не изменилось.
Как быстро вы реагируете на появление новых возможностей?
Не у всех и не всегда получается оперативно внедрять новые наработки, которые появляются в сфере маркетинга. Тем не менее 21% респондентов стараются держать руку на пульсе и быть в числе первых из опробовавших нововведения. В свою очередь, 61% компаний предпочитают подождать, пока накопится достаточный опыт их применения другими участниками рынка. Ещё 18% внедряют новые инструменты по мере появления на это ресурсов.
Опробовали ли вы уже в своей работе возможности, которые предоставляет ИИ? Если да, то что конкретно?
Одно из последних нововведений в сфере маркетинга — использование возможностей ИИ. 54% респондентов обращаются к его помощи для создания контента и написания текстов, 43% — для генерации идей. Для более сложных задач, таких как чат-боты для общения с клиентами, оптимизация рабочих процессов и обработка больших массивов данных, ИИ уже опробовали 18–21% компаний.
29% респондентов признались, что пока не знают, как использовать ИИ в своей деятельности. А 4% — знают, но в данный момент не считают его применение целесообразным.
Что вам мешает использовать все инструменты интернет-маркетинга?
Желания и возможности не всегда совпадают. 39% респондентов сталкиваются с нехваткой времени и специалистов, 18% — с нехваткой финансовых средств, ещё 18% — с недостатком знаний. При этом 14% участников рынка считают, что уже сегодня имеют в своём распоряжении все современные инструменты. А для 11% достаточно ограниченного числа инструментов для достижения поставленных целей, они не планируют в ближайшем будущем что-либо менять.
Обучаете ли вы сотрудников отделов продаж и маркетинга?
А как часто компании обучают своих сотрудников? Регулярно покупают курсы и приглашают тренеров 21% участников рынка, 36% делают это не чаще 1 раза в год. 7% предпочитают компенсировать затраты на обучение конкретным сотрудникам по их запросу. При этом значительная часть топ-менеджеров (36%) считают, что самообразование сотрудников — это их собственное дело.
Проведённый опрос показал, что сегодня понимание важности маркетинга есть не только у крупных игроков, но и среди среднего и малого бизнеса. Компании пробуют разные инструменты и выбирают наиболее эффективные для себя.
По сравнению с предыдущим опросом, проведённым нами полтора года назад, можно выделить интересные тенденции. Так, количество компаний, в которых есть маркетинговый отдел, увеличилось с 33% до 57%; доля компаний, занимающихся seo-продвижением своих сайтов, возросла с 48% до 82%; сквозная аналитика появилась у 32% компаний, а в 2022 году она была лишь у 25%.
Добавить комментарий