Материал информационного партнёра НААСТ – Экскаватор Ру
С 1 июля в России резко повысили (в зависимости от сегмента, рост от 41% до 2,5 раз) утилизационный сбор на некоторые категории спецтехники.
- Увеличение утильсбора призвано уравнять условия работы производителей Китая и России.
- Создаются условия для более активного перехода к локализации производства.
- Резкого спада продаж техники в 2024 году не будет, но и повторения успешного 2023 года ждать не стоит.
- Утилизационный сбор будет напрямую влиять на конечную цену техники.
Правительство ввело изменения в законодательство по утилизационному сбору, чтобы, во-первых, ужесточить условия импорта спецтехники из Китая, а во-вторых, вынудить компании, работающие в России, идти по пути локализации производства.
Если говорить более предметно, почти в 2,3 раза повысится утильсбор на новые погрузчики, достигнув отметки в 1,8 млн рублей. В случае с самосвалами рост составит от 41% до 150% (например, к стоимости б/у самосвалов с двигателями мощностью от 650 до 1 750 л.с. теперь нужно будет прибавлять 20,7 млн рублей).
Тяжёлые бульдозеры мощностью от 600 до 800 л.с. (выпуск техники данного класса был запущен в России в 2023 году) также подпадут под утилизационный сбор: на новые машины он составит 5 млн рублей, а на бульдозеры старше трёх лет — 22,4 млн рублей.
Мы спросили наших экспертов, что они думают о повышении утильсбора и как изменится в связи с этим ситуация на рынке.
Китайская компания LiuGong производит самую разнообразную строительную технику, в том числе погрузчики, автогрейдеры, автокраны, асфальтоукладчики, буровые установки для устройства свай, дорожные катки.
— Безусловно, для нас как поставщика техники повышение утилизационного сбора не является положительным фактором, оно скажется на росте цен, — заметил менеджер по продукту представительства LiuGong в России и Беларуси Александр Нетид. — Но мы понимаем, что за этим решением правительства России стоит желание активней развивать локальное производство. И в LiuGong это тоже понимают, поэтому наши специалисты уже прорабатывают эту тему.
С финансовой точки зрения локализация может быть выгодна при определённом количестве проданных единиц продукции. Также для любого производителя важна маржинальность. Однако не всегда локализация обусловлена экономической целесообразностью. Мы понимаем, что есть государственная политика, и идти против неё не то чтобы бессмысленно, а, скорее, просто неэффективно.
Менеджер отметил, что утильсбор способствует отсеву «одноразовых» игроков на рынке. С одной стороны, существует серьёзный промышленный Китай в лице Sany, XCMG, LiuGong, Zoomlion. С другой — масса мелких или средних производителей, которые зачастую откровенно демпингуют. По мнению аналитиков LiuGong, очередной рост утильсбора поспособствует тому, что на рынке останутся действительно серьёзные игроки, которые настроены не на одноразовое сотрудничество, а на долгосрочную перспективу.
— Мы работаем на российском рынке исходя из долгосрочной перспективы, — подчеркнул Александр Нетид. — И, безусловно, наша компания будет работать и над оптимизацией мощности двигателей, и над переходом на более высокие экостандарты — это всё позволяет снизить налоговую базу. А кроме того, мы рассматриваем сотрудничество и совместные проекты с российскими производителями.
Zoomlion — китайская машиностроительная компания, которая производит строительную, сельскохозяйственную, погрузочную, санитарную и пожарную технику, а также тяжёлые грузовики.
Менеджер по маркетингу компании Дмитрий Лавров заметил:
— Налоги растут ежегодно. Просто появляются новые названия и формулировки, государство подходит «творчески» к взиманию своих комиссионных с финансового потока, который генерирует бизнес. Но поднимать цену на технику мы пока не планируем. Во-первых, техника всегда в некотором количестве находится у нас в запасе. Задачи затариваться специально перед повышением ставки утильсбора перед нами не стояло. Как правило, этим занимаются дилеры, если понимают, что скоро вырастут цены. И в тот момент, когда мы уже продаём технику по новым ценам, они реализуют её немного дешевле.
Представители китайской компании Everun, которая специализируется на средних и компактных погрузчиках, рассказали нам, что постараются до конца 2024 года зафиксировать цены, даже несмотря на повышение ставки утильсбора.
— Дело не в том, есть ли у нас запас определённой техники на складе. Мы готовы немного подвинуться по своей прибыли, — заметили в компании.
«Техбаза» является официальным дилером и дистрибьютором спецтехники XGMA, Wacker Neuson, Weidemann, Lonking. Генеральный директор компании Павел Ефимов отметил:
— В любом случае платить за повышение ставки утилизационного сбора придётся конечному потребителю. Сейчас идут разговоры, что это повышение — не разовая акция, в дальнейшем утильсбор будут увеличивать 1–2 раза в год. Государству, наверное, виднее. Думаю, они хотят максимально поддержать отечественного производителя. Соответственно, всё может прийти к тому, что начнут строиться заводы непосредственно в России, и техника будет уже не китайского, а российского производства.
Конечно, нам хотелось бы, чтобы итоги 2024 года были соизмеримы с 2023-м. Наблюдаем, что усилилась конкуренция. Но есть компании, у которых ассортимент техники гораздо больше, и мы слышим от коллег, что чем больше компания, тем больше спад продаж.
«Арлифт Интернешнл» занимается арендой и продажей подъёмной техники и оборудования.
— Утилизационный сбор — существенная статья затрат в формировании себестоимости, и его размер, несомненно, будет напрямую влиять на конечную цену техники, — отметил гендиректор компании Александр Урушев. — Изменения коснутся всех участников рынка. И в конечном итоге это отразится на смете объектов строительства, где техника используется. Но при крупном строительстве, где аренда или покупка техники является лишь малой частью сметы, это будет не столь ощутимо. А вот для небольших предприятий или ИП разница до и после поднятия утилизационного сбора окажется существенной.
Добавить комментарий