Какие вопросы являются первоочередными для арендной отрасли и как они решаются силами НААСТ, рассказал президент организации Валерий Клименко.
— Расскажите, что сейчас происходит на рынке аренды спецтехники?
— Строительство жилой и коммерческой недвижимости в Москве приостановлено с 13 по 19 апреля, но скорее всего карантин продлится до конца месяца. Я нахожусь на связи с Европейской арендной ассоциацией, и мне известно, что нигде в Европе стройки не закрывались. Поэтому трудно сказать, насколько верным является решение московских властей, учитывая показатели заражённости у нас и в Европе. К тому же необходимо было учесть, что на столичных объектах работают в основном приезжие, которые проживают в общежитиях, стройгородках и хостелах. Самоизоляция в этих условиях практически невозможна, поэтому такое решение может привести к ещё худшим последствиям.
Однако паники среди игроков арендного рынка нет, все трезво оценивают ситуацию. Некоторые компании, например «Вертекс» и «Подъем рент», готовы предоставить бесплатно до 40% своего парка подрядчикам, которые строят объекты инфраструктуры для борьбы с COVID-19. Естественно, все представители рынка хотят, чтобы пандемия скорее отступила, и экономика стабилизировалась. Последнее будет напрямую зависеть от действий правительства.
— Насколько сильно ситуация с курсом и нефтью повлияет на российский рынок арендных услуг?
— Прогнозировать, как повлияет текущая ситуация на рынок аренды строительной техники в дальнейшем, сложно. Известно одно: стоимость импортной техники вырастет, а значит, арендные компании не смогут обновлять свои парки в ближайшее время. Кроме того, ожидается рост цен на запчасти, а следовательно, увеличится стоимость и новой российской техники, так как при производстве используются импортные комплектующие и запчасти.
— Какое, на ваш взгляд, самое пессимистичное возможное развитие событий?
— Первое: если средняя годовая загрузка арендного парка составит менее 50%. Второе: произойдет вынужденное снижение арендных ставок. В результате штат сотрудников в арендных компаниях сократится, мелкий бизнес (а это 20% от всего рынка) уйдет в банкротство, а развитие отрасли в целом замедлится.
— Известны ли вам случаи отказа от аренды в связи с остановкой строительства на объектах?
— Есть возвраты техники со строек, которые временно приостановились по объективным причинам, например, не смогли вернуться иностранные сотрудники. Но такие ситуации пока единичны.
— Насколько могут вырасти цены на арендные услуги на рынке в течение года?
— Мы считаем, что в данных условиях поднимать арендные ставки неприемлемо. Скорее, наоборот, будет снижение или предоставление скидок.
— Какие меры должно принять правительство, чтобы «смягчить» ситуацию в отрасли строительства?
— В начале апреля мы отправили официальное обращение властям с просьбой включить арендную отрасль в перечень поддержки стратегически важных для российской экономики отраслей и оказать помощь по многим направлениям. Во-первых, мы просили, чтобы были отменены утилизационный сбор и таможенная пошлина на комплектующие и запасные части для спецтехники. Во-вторых, мы хотим, чтобы была утверждена программа реструктуризации задолженности для кредитных средств и лизинговых программ, поддерживаемых государством. При этом лизинговым компаниям, которые специализируются на спецтехнике, необходимо предоставить льготы.
В третьем пункте мы инициировали утверждение льготного кредитования под 2% годовых на период до трёх лет. Также в обращении мы выступили с просьбой о введении запрета на проведение проверок и приостановке начатых проверок сроком на один год. В пятом пункте для компаний, сохранивших численность сотрудников, мы просили выделить субсидию от государства в объёме МРОТ в течение трёх месяцев после снятия режима самоизоляции.
Добавить комментарий