Материал информационного партнёра НААСТ – Экскаватор Ру
Мы попросили участников рынка подвести итоги работы и сделать прогнозы на 2021 год. Вашему вниманию — экспертные мнения о производстве, реализации и аренде спецтехники.
JCB. Увеличение доли рынка
Пётр Плаунов, региональный директор по развитию бизнеса JCB в России:
— 2020 год, безусловно, был крайне тяжёлым во всех отношениях. За активным и многообещающим началом (рост рынка в первом квартале 2020 года составил более 30%) последовала пандемия коронавирусной инфекции, последствия от которой ощущаются до сих пор не только в России, но и во всём мире. По итогам 2020 года мы ожидаем падения рынка на 3,5%. Тем не менее нам удалось увеличить продажи по сравнению с прошлым годом — почти 3 500 единиц техники JCB в 2020 году нашли своих покупателей в России, что в свою очередь привело к росту доли рынка. Особенно хотелось бы отметить рекордные показатели по телескопическим погрузчикам — более 900 машин было реализовано в строительной и сельскохозяйственной отраслях. Более половины всех проданных в России экскаваторов-погрузчиков произведены компанией JCB, таким образом, мы продолжаем оставаться лидерами на этом рынке.
Крайне сложно делать прогнозы на 2021 год, так как рынок спецтехники подвержен влиянию различных непредсказуемых факторов. В частности, это волатильность валютных курсов и возможное существенное увеличение утилизационного сбора. Несмотря на это, мы планируем увеличить продажи нашей техники в России на 10% (при прогнозируемом росте рынка на 5–10%).
«Русбизнесавто». План — продать 3 000 ед. строительной техники
Сергей Донченко, руководитель по закупкам дорожно-строительной техники в компании «Русбизнесавто»:
— Несмотря на непростую ситуацию в мире, компания улучшила свои финансовые результаты в 2020 г. Общий объём продаж «Русбизнесавто» в денежном выражении вырос на 15% относительно прошлого года. Ключевым драйвером роста для нас стал сегмент дорожно-строительной техники (+40%), отгружено более 2 000 единиц техники SDLG, New Holland, Kobelco, BULL и других производителей. Открыты два новых отдела продаж: в Хабаровске и Екатеринбурге. Началось партнёрство с Ammann, Dieci и UMG.
В разрезе брендов максимальный рост показал китайский производитель SDLG (+50% в количественном выражении), в том числе в сегменте гусеничных экскаваторов (+73%).
Мы с уверенностью смотрим в 2021 г. и рассчитываем на положительную динамику рынка. Суммарно планируем отгрузить около 3 000 ед. различной дорожно-строительной техники. Продолжится территориальная экспансия: будут открыты новые отделы продаж и увеличено количество бригад выездного технического обслуживания. В этом году в России будет представлена новая линейка фронтальных погрузчиков SDLG серии H, а также новые модели экскаваторов и грейдеров.
«ЧЕТРА». О точках роста рынка спецтехники и запчастей
Владимир Антонов, исполнительный директор ООО «ЧЕТРА»:
— Несмотря на то, что объём продаж спецтехники в России снизился, наша компания сумела добиться роста на 7% по сравнению с 2019 г. В этом немаловажную роль сыграли наши основные потребители — золотодобывающие компании. Кроме этого, мы выполнили крупную поставку бульдозеров в рамках государственно-оборонного заказа. Было расширено присутствие за рубежом: среди новых партнёров — компании Филиппин, Вьетнама, ЮАР и ряда других стран.
В 2020 г. произведено и реализовано около 150 единиц мини-погрузчиков ЧЕТРА МКСМ серии А. Ранее рекорд составлял 44 единицы (результат 2017 года).
Направление «Запасные части и комплектующие» также показало положительную динамику (+20%). Компания «ЧАЗ ТМ» существенно нарастила количество новых зарубежных партнеров. Так, в несколько раз выросли продажи в адрес горнодобывающих компаний Казахстана. Кроме этого, горнометаллургическим комбинатам Узбекистана и Болгарии проданы запчасти на сумму более 30 млн рублей.
Задачи компании на 2021 год — увеличить долю присутствия на российском рынке. Мы считаем достижимой цель, чтобы каждый пятый бульдозер в стране был бренда ЧЕТРА. Также мы намерены увеличить продажи запчастей на 17%. Еще одна «точка роста» — расширение экспорта (до 30% в объёме выручки).
«ВЕРТЕКС». Арендные ставки необходимо поднять минимум на 10%
Дмитрий Панькин, генеральный директор ООО «ВЕРТЕКС»:
— Наша компания смогла показать уверенный рост. Инвестиции, которые были приостановлены в начале пандемии, мы возобновили в октябре. В частности, пополнили арендный парк новыми машинами. Загрузка по итогам года была в планируемых показателях — 85%.
В связи с тем, что вслед за ростом курса евро и удорожанием техники и запчастей нельзя быстро проиндексировать цены на аренду, в компании снизились показатели ROI. Также выросла дебиторская задолженность, но мы надеемся, наши заказчики будут действовать согласно договоренностям, и ситуация стабилизируется. В целом для нас это хороший опыт!
В этом году мы не ожидаем роста на рынке, так как новых проектов не так много. Но мы рассчитываем занять позиции игроков, которые не смогли перестроиться: арендные парки многих компаний стареют, обслуживать технику становится дороже, при этом крупных заказчиков не устраивает большой возраст машин. Я считаю, что продолжить развиваться смогут те, кто поднимет арендные ставки минимум на 10%.
В 2021 г. мы планируем инвестировать не менее 8 млн евро в арендный парк и открыть два дополнительных сервисных депо, а также усилить свои позиции в Северо-Западном и Уральском ФО. Я считаю, что в наших силах стать второй арендной компанией в России в сегменте самоходных подъёмников.
Компания «Традиция-К». Продажи навесок увеличились на 27%
Андрей Мёд, заместитель генерального директора ООО Компания «Традиция-К»:
— Несмотря на внешние факторы, нам удалось достигнуть целевых показателей, запланированных на 2020 г. Оценивая свою производственную деятельность, мы ориентируемся на цифры по общей переработке металла. По данному показателю рост в сравнении с 2019 г. составил 25%: группа компаний «Традиция» переработала более 12,5 тыс. тонн металла.
Объём продаж холдинга увеличился на 27%. Здесь важно отметить, что серьёзные изменения на рынке не оказывают прямопропорционального влияния на сегмент навесного оборудования: когда образуется дефицит денежной массы, компании в первую очередь думают о повышении эффективности уже имеющегося парка, в том числе о приобретении дополнительных навесок.
Если говорить о прогнозах, сегодня в отрасли присутствует сдержанный реализм. Большинство игроков сходятся во мнении, что рост в 2021 г. не превысит 5–7%. В свою очередь, наша компания ориентируется на то, что в сегменте навесного оборудования увеличение будет более значительным.
Конечно, нельзя сбрасывать со счетов то, что в конце 2020 года цены на сталь выросли на 25–30%. В связи с этим мы намерены продолжить внедрение механизмов бережливого производства на предприятии — это позволит несколько нивелировать рост стоимости сырья за счёт оптимизации техпроцессов, а значит, избежать резкого увеличения цен на готовую продукцию.
Hitachi CM. Страны СНГ — лидеры по темпам роста
Роман Искаков, менеджер департамента продаж и маркетинга Hitachi Construction Machinery Eurasia:
— Это был сложный во многих отношениях год, но для нашей компании он был достаточно успешен. Нам удалось отгрузить на 10% больше новой техники по сравнению с 2019 годом. На рынках стран СНГ результаты ещё лучше: прирост объёма продаж составил около 40%.
Основной рост показателей был обеспечен за счёт реализации машин строительного класса. Кроме этого, благодаря совместной работе с дилерами нам удалось нарастить примерно на 10% продажи погрузчиков с ковшом ёмкостью более 4 куб. м, работающих в основном в горнодобывающих отраслях, увеличив тем самым долю в этом сегменте. Следует отметить, что такой рост был достигнут в условиях падающего спроса на данный вид техники.
Развитие событий на российском рынке спецтехники сложно точно спрогнозировать. Есть ряд факторов, существенно влияющих на конъюнктуру отрасли. Это и общая ситуация, связанная с пандемией коронавируса, и зависящие от неё цены на энергоносители, прежде всего на нефть, и риск повышения ставок утилизационного сбора. По нашим прогнозам, не стоит ждать значительного роста в 2021 году, даже возможно небольшое падение — в пределах 10%. Однако мы нацелены на расширение нашего присутствия на рынке — в том числе за счёт тех отраслей, где до этого мы занимали недостаточно сильные позиции.
UMG СДМ. Расширение линейки российской техники
В 2020 году объём реализации продукции компании вырос на 8%, всего было отгружено 1 562 машины. Самыми популярными типами техники из линейки компании стали автогрейдеры (479 шт., +7%), экскаваторы-погрузчики (476 шт., +6%) и гусеничные экскаваторы (212 шт., +159%). Также на 11% увеличился спрос на экскаваторы на автомобильном ходу. Если же говорить о колёсных экскаваторах, фронтальных погрузчиках и перегружателях, то их продажи сократились на 17, 51 и 7 процентных пунктов соответственно.
Новым направлением деятельности для UMG СДМ в прошлом году стали телескопические погрузчики. После запуска производства данного типа техники было реализовано 15 машин.
По прогнозам, в 2021 году рынок строительно-дорожной техники будет восстанавливаться и вернется к «доковидным» показателям. В компании планируют, что рост показателей UMG СДМ будет на уровне 15% по отношению к 2020 году, и произойдёт это за счёт отложенного спроса и общего оживления в отрасли, а также благодаря выводу на рынок новой категории продукции — телескопических погрузчиков.
Добавить комментарий