Мы продолжаем знакомиться с необъятной нашей Родиной. На сей раз заглянем в самый крупный по числу жителей федеральный округ — Центральный. Здесь на территории в 650 205 км2, по данным Росстата на 1 января 2021 года, проживает 39 251 953 человек. Конечно, весомый вклад в эту цифру принадлежит Москве и Подмосковью. И бюджеты на возведение инфраструктурных объектов в ЦФО выделяются огромные. Для примера, инвестиции в стройку 50 логистических центров в 2021-2025 годах эксперты оценивают в 150 миллиардов рублей.
Дороги породили спрос на ДСТ
Нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» дал хороший толчок продажам дорожно-строительной техники. Например, в прошлом году «Русбизнесавто» реализовал свыше 200 единиц ДСТ.
«Нашу технику используют при строительстве крупных жилых комплексов, реконструкции федеральных трасс, задействуют при строительстве животноводческих комплексов и ферм и даже при строительстве АЭС на территории нашего региона.
Но большая часть работает на строительстве дорог в нашем округе. Это как местные региональные дороги, так и федеральные магистрали М-4 и М-2. Я думаю, многие читатели видят возросшее за последнее десятилетие качество дорог в нашем регионе», — делится руководитель «Русбизнесавто» в Центральном округе Дмитрий Лунёв.
Спрос на технику в дорожном строительстве отметили и дилеры Volvo CE. Машины задействовали на строительстве ЦКАД, на реконструкции Минского шоссе и трассы М-4 «Дон», а кроме того, при строительстве Северного обхода Калуги и Восточного обхода промышленной зоны Липецка.
«При проведении работ на дорогах федерального значения в основном используют асфальтоукладчики модели P7820D, регионального — P6820D, городского — P4820D. Стабильно высоким спросом пользуются экскаваторы, применяемые для выполнения общестроительных работ. При добыче нерудных материалов, таких как щебень и песок, особенно востребованы машины класса от 20 до 50 тонн», — говорит управляющий директор ЦФО компании «Ферронордик» (официальный дилер Volvo CE) Михаил Вислогузов.
Компаниям, которые принимают участие в строительстве крупных инфраструктурных объектов, как правило, недостаточно собственного автопарка, уверен генеральный директор Tech-Rent Михаил Иванов. Чтобы реализовать такой объём работ на площадках, они прибегают к услугам подрядных организаций, которые сдают специализированную технику в аренду.
«В ушедшем году основные силы спецтехники были задействованы на проектах ЦКАД-3 и ЦКАД-4. Например, для своевременного открытия движения на ЦКАД-3 мы единовременно привлекали 115 единиц техники, на ЦКАД-4 — более 700 единиц. Почему так много техники потребовалось для работ на ЦКАД-4, ведь участок не отличался от того же ЦКАД-3 какими-то особенно сложными грунтами или рельефом? Дело в том, что по контракту «Автобан» должен был сдать ЦКАД-4 в эксплуатацию не ранее октября 2021 года.
Но по факту мы открыли на нём движение в декабре 2020-го, почти на 10 месяцев раньше срока. Этим объясняется интенсивность работ в две смены и такое количество техники. Зато на ЦКАД-3 особого внимания потребовал мостовой переход через канал им. Москвы протяжённостью 1,5 километра. 85-метровые береговые пролеты устанавливали методом надвижки, поэтому там потребовались мощные гидравлические домкраты, которые выталкивали пролёты по стапелям», — рассказывает главный механик строительно-инвестиционного холдинга «Автобан» Владимир Кочкин.
На реконструкцию трасс М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», М-2 «Крым», М-5 «Урал», М-3 «Украина», строительство автомагистрали М-11 «Нева», ЦКАД вокруг Москвы и многие другие ключевые стройки округа поставляли асфальтобетонные смеси с заводов AMMANN. По данным представителей компании, в ЦФО уже работают свыше 50 асфальтосмесительных установок, в том числе несколько заводов модели Global 240, разработанной специально для российского рынка с частичной локализацией производства в Тверской области.
Также производитель предлагает модернизацию старых моделей для соответствия современным требованиям.
«В пакете предложений вся гамма опций, начиная от оборудования для подачи вспененного битума, твёрдых добавок нестандартной плотности и заканчивая технологическими линиями по подаче рециклинга (асфальтогранулята) по холодному или горячему принципу. В последнее время мы реализуем большое число модернизаций, направленных на переход на работу с 6 фракциями минералов, что позволяет производить все рецепты нового ГОСТа по составам асфальтобетонной смеси на одном комплекте сит.
Ещё один пример: при реконструкции автомагистрали «М-1 «Беларусь» мы совместно с заказчиком доработали завод для использования рециклинга, что позволило регенерировать старое покрытие с производством рециклингового асфальта в условиях АБЗ UniBatch240 с последовательным переводом данного завода на производство смеси с применением горячей технологии через параллельный барабан рециклинга, но уже на других объектах в ЦФО», — перечисляет ведущий менеджер по продажам АСУ ООО «Амманн Руссланд» Николай Соловьёв.
«Компании ЦФО предпочитают приобретать технику в лизинг. При этом такие сделки субсидируются на 10% за счёт федерального бюджета на основании Постановления правительства РФ от 03.06.2020 № 811.
Нашу технику используют на объектах электроснабжения, газоснабжения. При прокладке колонных путей, строительстве площадок, рытье котлованов, перемещении грунта незаменимы гусеничные бульдозеры. Их эксплуатируют на землеройных работах на Рязанской ГРЭС, на Нововоронежской атомной станции. Также бульдозеры необходимы аварийно-спасательным службам.
Например, при ликвидации последствий ледяного дождя. Так, в 2020 году 22 бульдозера ЧЕТРА были поставлены для спасательных центров МЧС России, в том числе в Центральный федеральный округ. При газификации населённых пунктов ЦФО при участии подрядных и дочерних организаций ПАО «ГАЗПРОМ» применяли трубоукладчики ЧЕТРА. Некоторые предприятия с целью экономить предпочитают приобретать б/у технику. Но надо понимать, что, несмотря на более низкую стоимость по сравнению с новой, покупатель несёт определенные риски, так как техника в любой момент может выйти из строя, а значит, есть вероятность сорвать сроки сдачи объекта».
«В Центральном федеральном округе наши сервисные специалисты должны находиться в радиусе до 300-350
км от объектов, где работают машины Volvo. В Москве сервисные центры расположены на севере, юге и востоке города. Это связано с большой нагрузкой на дорожную сеть столицы и невозможностью перемещаться с севера на юг достаточно оперативно.
В ЦФО работают 13 сервисных центров, в каждом из которых есть склад запасных частей, пополняемый минимум раз в сутки. Даже в центральном регионе наши механики работают вахтовым способом. Они круглосуточно присутствуют на объектах, поддерживая парк техники и предупреждая возможные поломки оборудования, повышая тем самым его производительность.
Кроме того, мы регулярно отправляем образцы масел на анализ в лабораторию производителя, чтобы отслеживать ситуации, когда показатели износа узлов и агрегатов превышают плановые значения. В нашей практике бывали случаи, когда после проведения таких анализов поставщик техники производил гарантийную замену узлов, подвергшихся более быстрому разрушению.
В первую очередь клиент выбирает не только машину, но и партнёра — официального дилера. Заказчику важны скорость поставки оборудования, возможность воспользоваться кредитным плечом или услугой обратного выкупа. Выбрав надёжного дилера, клиент освобождает 15-20% своего времени, которое он может посвятить более нужным делам: поиску подрядчиков, оптимизации процессов на стройплощадке и пр.
Один из лучших показателей работы дилера — когда клиент пользуется услугой Trade-in (то есть получает новую машину по специальной стоимости, учитывающей цену подержанной техники), а не уходит к конкурентам в поисках лучшего сервиса».
На стройках техника нужна
Да и других инвестпроектов в ЦФО — масса. Только с начала 2021 года там запустили новое производство гранулированных комбикормов, газовых турбин, молочных смесей, мягких лекарственных форм, построили новые помещения для гальваники, полиуретана, птицеводства, свиноводства.
«Наша спецтехника участвовала в строительстве многих крупных объектов, среди которых: социально значимый объект Подмосковья ТРЦ «Пушкино Парк», ВТБ «Арена Парк», Центральный стадион «Динамо». Спецтехника была привлечена на строительство инфраструктурно-образующего комплекса «Новый Зеленоград», на территории которого предусмотрены школы, детские сады, объекты медицинского назначения, помещения стрит-ретейла и другие. Наша спецтехника была также задействована в строительстве административно-офисного здания управления филиала «Западные электрические сети» компании «Россети Московский регион». Этот объект обеспечивает электроснабжением потребителей западного Подмосковья», — вспоминает Михаил Иванов.
Наиболее востребованными видами техники, по его словам, были экскаваторы-погрузчики, автокраны, гусеничные полноповоротные экскаваторы, автовышки, дорожная техника. Оборудование задействовали на всех этапах стройки от подготовки строительных площадок до завершения монтажных работ и в работе по благоустройству территории. В частности, машины занимались погрузочно-разгрузочными работами, монтажом и демонтажом металлоконструкций, строительством дорожного полотна, планировкой территории.
«Самыми востребованными были и остаются самосвалы с колёсной формулой 6х4 и 8х4, которые используют для доставки нерудных материалов на строительные объекты и заводы по производству бетона и ЖБИ, вывозят строительный мусор и грунт, применяют для строительства дорог. Также всегда востребованы автобетоносмесители для доставки бетона и автобетононасосы для его подачи на высоту до 63 м при возведении зданий и сооружений», — делится менеджер по продажам строительной и нефтегазовой техники ООО «Скания-Русь» Александр Шефер.
Представитель «Русбизнесавто» приводит свою статистику, согласно которой хорошим спросом пользуются трёх- и пятитонные фронтальные погрузчики SDLG, гидравлические экскаваторы Kobelco SK260LC-8, SK350LC-8, а также экскаваторы-погрузчики New Holland.
В связи с возросшими темпами застройки городов, а особенно столицы, повышенный спрос отметили в сегменте автобетоносмесителей и автобетононасосов.
«Техника нашего производства всегда задействована практически на всех крупных стройках России. В частности, на таких объектах, как подготовка стадионов к ЧМ-2018 по футболу, проект «Реновация» в Москве, строительство станции Московского метрополитена, строительство МЦК и МЦД, жилищных комплексов, дорожных развязок, т. е. практически на всех крупных строящихся объектах, где так или иначе используется бетон.
К слову, при заливке одной из станции московского метро нашим бетононасосом БНЛ-80 CityPump был «прокачен» бетон по горизонту на 450 метров, что является достаточно серьёзным показателем», — с гордостью рассказывает начальник отдела маркетинга, продаж и сервисного обслуживания ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов» Альберт Ахметшин.
Масштабная программа реновации в Москве тоже породила спрос на тяжёлую технику и соответствующее навесное оборудование.
«В большинстве случаев для строительства объектов клиенты предпочитают приобретать автомобили. Но чтобы учесть разные потребности, мы давно предоставляем возможность аренды техники. В арендном парке в основном держим самые востребованные модели — это седельные тягачи с колёсной формулой 4х2 и 6х4.
Вторые иногда арендуются для использования с самосвальным полуприцепом, если говорить о строительной отрасли. Клиенты отмечают надёжность автомобилей, комфорт водителя, экономичный расход топлива, высокую остаточную стоимость, а из дополнительных услуг, которые мы предлагаем, высоко оценивают систему мониторинга автопарка Scania FMS, а также сервисные контракты, которые, наряду с техническим обслуживанием, включают лизинговое финансирование, страхование, подключение системы FMS, обучение водителей.
Сервисные контракты Scania предоставляют клиентам возможность получения своевременного качественного обслуживания техники у любого официального дилера, а наша дилерская сеть насчитывает 75 станций, из них четыре — в Московском регионе, так что, где бы ни находился объект строительства, обслужить технику будет просто. В других случаях, если говорить о совсем удалённых территориях, мы предлагаем выездное сервисное обслуживание на месте работы грузовиков».
По Федерации
«Экскаваторы-разрушители помогают сносить старые здания и сооружения высотой до 30 метров. При подготовке площадок для проведения инженерных коммуникаций и дальнейших работ на объектах в основном эксплуатируется техника на колёсном ходу, способная быстро перемещаться по площадкам. Также на объектах применяют машины, помогающие измельчить крупные строительные отходы для дальнейшего рециклинга», — говорит Михаил Вислогузов.
К слову, эксперты отмечают высокий уровень нестандартных решений в сфере строительства. Поэтому производителям техники и арендным компаниям зачастую требуется дорабатывать машины и предлагать индивидуальные решения.
«Практически на всех крупных объектах привлекают нашу технику для разных видов работ. Одним из самых запоминающихся, пожалуй, стал Щёлковский автовокзал, где остекление выполняли с плит перекрытия под отрицательным углом. Запомнились работы на реставрации Пушкинского музея, где главная сложность заключалась в том, что все работы проводили внутри помещения на ограниченной площади.
Проверку на скорость мы прошли на работах на стадионе «Динамо», где за два дня наше оборудование должно было установить стеклянные ограждения по всему периметру стадиона. Ну и, конечно же, деловой центр «Москва Сити». При строительстве и обслуживании всех без исключения башен применяли нашу технику. В 2020 году мы разрабатывали специальную траверсу, которая помогла смонтировать самое большое стекло в России.
Недавно похожее решение предлагали для переноса крупногабаритных оливковых деревьев в одном из ресторанов города. Был опыт доработки и усовершенствования мини-кранов по индивидуальному заказу для одного из крупных объектов в Санкт-Петербурге, а также стеклороботов», — припоминает исполнительный директор ООО «Арлифт» Александр Урушев.
На Туймазинском заводе автобетоновозов тоже отмечают изменения в запросах клиентов. Наряду со стандартными автобетоносмесителями периодически поступают запросы на изготовление барабана из нержавеющей стали или во взрывозащищённом исполнении.
«Сейчас особенно популярна застройка автобетоносмесителя с опцией транспортёрной ленты К-12, которая увеличивает радиус выгрузки готовой бетонной смеси до 12 метров за счёт использования трёхсекционной гидравлической стрелы-транспортёра», — приводит пример Альберт Ахметшин.
Кроме того, потребители просят убрать автономный двигатель с автобетоносмесителей, делая выбор в пользу моделей с приводом от коробки отбора мощности.
Помимо строительного бума, в Центральном федеральном округе согласно нацпроекту «Экология» модернизируют мусорные полигоны. И там наиболее востребованной оказалась техника «ЧЕТРА».
«Работу там ведут в сложнейших условиях. Мусор объёмом от 10 кубометров появляется каждые 3 минуты. Техника работает без остановки. При перемещении мусорных масс, содержащих большое количество полиэтилена и пластика, оператор работает в герметичной кабине с климатической системой и защищён от воздействий агрессивной внешней среды, как это происходит в Липецкой и Воронежских областях.
Кроме того, нашу технику использовали при строительстве мелиоративных сооружений, так как подача чистой питьевой воды является важнейшим показателем качества жизни населения. Так, ФГБУ «Спецмелиоводхоз» привлекала бульдозеры ЧЕТРА Т-9 и Т-11 на объекты Воронежской, Тверской и Московской областей при модернизации инфраструктуры», — рассказывает руководитель дирекции региональных продаж техники ЦФО и ЮФО ООО «ЧЕТРА» Александр Щёголев.
«На мой взгляд, объём рынка спецтехники в 2021 году будет сопоставим с показателями прошедшего года. Против роста рынка спецтехники играют сразу несколько факторов. Во-первых, пресловутый COVID-19, над которым ещё очень рано праздновать победу. Да, нацпроект «Безопасные и качественные дороги» никто не отменял, но многие долгосрочные контракты в других сферах уже отложены до лучших времен. Во-вторых, развиваться рынку не даёт высокий утилизационный сбор на импортную спецтехнику. Доходит до того, что сбор за экскаватор стоимостью порядка 3 млн рублей может доходить до 1,5 млн рублей. Понятно стремление регулятора «пересадить» строителей на отечественную технику. В своё время была похожая идея пересадить всех чиновников на «Волги».
Однако на сегодняшний день доля российской техники в дорожном строительстве по-прежнему не превышает 30%, потому что зарубежная техника объективно по большинству параметров лучше отечественной. И если наши катки и грейдеры ещё могут составить какую-то конкуренцию импортным машинам, то аналогов многих видов зарубежных погрузчиков, перегрузчиков асфальта, ресайклеров просто не существует. Утилизационный сбор не даёт развиваться рынку спецтехники не только в дорожно-строительной отрасли. Например, сейчас владельцы агропромышленных холдингов просят регулятор не повышать утилизационный сбор в 2021 году, опасаясь отмены контрактов и срывов поставок сельскохозяйственной спецтехники.
Но есть и очень амбициозные проекты, например, активное строительство скоростной магистрали М-12 «Москва — Казань». Это часть транснационального маршрута «Европа — Западный Китай», протяжённость которого по российской территории превышает 2300 километров. По мнению премьер-министра России Михаила Мишустина, в ближайшие 3-4 года это будет главный транспортный проект страны. Конечно, для таких масштабных задач будут закупать новую дорожно-строительную технику — как зарубежного, так и отечественного производства».
Что дальше?
Опрошенные нами эксперты единодушно сходятся во мнении, что в ЦФО сохранится динамика увеличения спроса на технику.
«В 2020 году на одном из правительственных совещаний, посвящённом мерам по поддержке строительной отрасли и ЖКХ, вице-премьер российского правительства Марат Хуснуллин заявил о необходимости ускорить реализацию крупных инфраструктурных проектов. Поэтому, по нашему мнению, темпы строительства будут только увеличиваться, а парки техники пополняться. Мы с уверенностью можем сказать, что спрос на спецтехнику будет оставаться стабильно высоким. Кроме того, сегодня ряд производителей техники выпустил усовершенствованные модели техники, которые будут выгодны с точки зрения оптимизации ресурсов и увеличения производительности», — прогнозирует Михаил Иванов.
«Что касается тенденций развития рынка дорожных подрядов, то мы наблюдаем его позитивное развитие, и в связи с этим, разумеется, понадобится новая асфальтосмесительная и бетоносмесительная техника AMMANN, которую мы производим уже и на российской земле. Она стала ближе к российскому подрядчику как по цене, так и по доступности сервиса, запасных частей и крупных комплектующих для капитального ремонта», — считает Николай Соловьёв.
О наличии неудовлетворённого спроса говорит и Александр Щёголев, правда, он уверен, что нужно больше программ поддержки новой отечественной техники.
По словам Дмитрия Лунёва, многие клиенты отмечают высокий уровень современной техники. За последние 10 лет техника стала гораздо «умнее» и функциональнее. Но всё же возникают индивидуальные запросы для конкретных задач. Г-н Лунёв приводит в пример запросы на установку увеличенных ковшей для фронтальных погрузчиков и более широкой резины для автогрейдеров для придания устойчивости при работе на лёгких супесчаных почвах.
Потребители же отмечают необходимость оснащения техники телематикой. Например, в ГК «Автобан» отслеживают и берут на вооружение новинки M2M, после того как с 2013 года опробовали их на практике.
«Для начала машины оснастили системами спутникового мониторинга и установили тахографы. Только эти решения снизили ежегодные расходы на эксплуатацию автопарка на 3,5 млн руб. Перепробег устремился практически к нулю, в путевые листы больше не закрадывались недочёты из-за ошибок или рассеянности водителей. После спутникового мониторинга и тахографов все машины подключили к автоматизированной системе выдачи топлива, что исключило возможность слива топлива или использования топливной карты не по назначению.
А следующим шагом стала интеграция всех автоматически генерируемых и рассчитываемых данных в программу 1С. Результатом стало упрощение и ускорение всех форм документооборота: от текущих административных распоряжений до финансовой отчетности, — что снизило расходы ещё на 2%. Сейчас мы переводим в интегрированную систему 1С весь не только наш корпоративный автопарк, но и транспорт субподрядчиков», — делится Владимир Кочкин.
По мнению Александра Урушева, сохранится спрос на нестандартные решения, так как именно в Москве и Московской области вводят крупно-масштабные объекты. В подтверждение этого он приводит периодические запросы на новые единицы оборудования, которых ещё даже нет в России.
«А как известно, спрос рождает предложение, поэтому рынок арендной техники будет развиваться: оборудование будут обновлять, меняя на более современные модели, будут увеличивать автопарки и выпускать новые технологические решения», — считает представитель «Арлифт».
По прогнозам Scania, активное строительство новых объектов и проекты по реконструкции будут продолжаться ещё как минимум пять лет.
Материал информационного партнёра НААСТ – ГРЕЙДЕР
Добавить комментарий