Материал Информационного партнёра НААСТ – Экскаватор Ру
По данным рейтинга «Жёлтая таблица», в 2020 году китайские компании показали рекордные результаты, завоевав 25% мирового рынка. И это несмотря на сложную ситуацию из-за пандемии. Мы попытались разобраться, как это стало возможным и что стоит за успехами производителей из Поднебесной
В 2003 году, когда «Жёлтая таблица» была опубликована впервые, доля китайских производителей спецтехники из рейтинга составляла лишь 1,6% (суммарный доход — менее $1 млрд), но уже через 8 лет их присутствие увеличилось до 16,9% (общий объём реализованной техники — $30,6 млрд). Затем в связи с мировым кризисом темпы развития машиностроения замедлились почти на 5 лет (с 2012 по 2016 гг.). Так, после рекордного 2012 года, когда продажи компаний из топ-50 достигли $186 млрд, произошло падение до скромных $129 млрд. При этом доля компаний из Китая сократилась до 11,5%. Однако с 2017 года наблюдалось постепенное восстановление рынка спецтехники, вместе с этим росли продажи и компаний из Поднебесной (в 2019 году они смогли завоевать 17,7% рынка, а общий доход составил почти $36 млрд).
Отметим, что за последние 5 лет сильно изменилась и структура поставок китайской спецтехники. По словам Чжана Лэй, директора по развитию SDLG в России, в 2015 году совокупный объём производства фронтальных погрузчиков составил 73 581 ед., экскаваторов — 60 514 единиц. В 2020 году ситуация поменялась: фронтальных погрузчиков было выпущено 131 175 единиц, экскаваторов — 327 605 единиц. «Сейчас первое место в экспорте занимают экскаваторы (57,84%), второе — фронтальные погрузчики (30,34%), затем идут краны (4,36%) и катки (4,17%), — пояснил собеседник. — Думаю, что в ближайшие 5–10 лет экспорт экскаваторов в различные регионы мира будет только увеличиваться».
В 2020 году китайские компании сделали настоящий прорыв: их присутствие увеличилось до 25%, и в первой пятёрке оказались сразу три компании — XCMG, Sany и Zoomlion, заняв с 3-го по 5-е места соответственно. Отметим, что ни одна другая страна не имеет такого количества представителей даже в первой десятке, не говоря уже про топ-5.
В 2020 году SANY выпустил 100 000 экскаваторов при мировом объёме 600 000 единиц.
Многие специалисты прогнозируют, что в 2021 году производителям из КНР не удастся повторить такой успех: в лучшем случае будет небольшое снижение показателей, в худшем — откат к цифрам 2019 года. Тем не менее результаты 2020 года случайными назвать нельзя. Ещё в 2013 году компания Off-Highway Research прогнозировала, что к 2020 году доля Китая в мировом производстве спецтехники достигнет 50%. И хоть эти прогнозы не сбылись, темпы развития представителей из Поднебесной впечатляют. Предлагаем более детально углубиться в эту тему и ответить на вопрос, за счёт чего китайские бренды удерживают конкурентные цены и чем обусловлен их успех.
Экспансия мирового рынка: ориентация на развивающиеся страны
Изначально интерес к технике из Поднебесной был обусловлен низкой ценой и большим количеством проектов китайских подрядчиков по всему миру. Среди производителей из КНР сегодня наибольших успехов добились XCMG, Sany и Zoomlion. Пути выхода предприятий на международную арену были разными, однако к поглощениям прибегли многие. Так, Zoomlion приобрёл CIFA и Powervole, Sany купил Putzmeister, XCMG — Schwing и FT.
Помимо объединений, некоторые компании строили собственные заводы в других странах. Например, Sany открыл исследовательские центры в Германии ещё в далёком 2009 году, а в 2010 — в Бразилии. Как нам рассказал директор по развитию Sany в России Антон Николаев, в настоящее время технику выпускает 25 промышленных кластеров. Предприятия расположены в Китае, США, Германии, Индии, Бразилии и Индонезии.
Что касается крупнейшего производителя строительного оборудования — бренда XCMG, то он также организовывал производства и центры инновационно-конструкторских разработок за рубежом. Коммерческий директор российского дистрибьютора XCMG (компании «СюйГун Ру») Александр Чирков рассказал, что сегодня 27 заводов работает на территории КНР, а также открыты производственные и инновационно-конструкторские центры в Бразилии, Нидерландах, США, Индии и Узбекистане.
В планах XCMG — к 2022 году открыть 22 дилерских центра в России
Отметим, что китайские компании объединяет то, что все они в основном ориентированы на развивающиеся рынки — Бразилию, Россию, Индию, ЮАР и др. Это обусловлено, во-первых, тем, что в таких странах спрос на спецтехнику намного выше, чем в развитых за счёт больших объёмов строительства. Во-вторых, освоение развитых рынков осложнено тем, что там доминируют мировые американские и европейские бренды, которые компенсируют высокую стоимость своей продукции отлично развитой системой послепродажного обслуживания. Хотя и с сервисом у китайских производителей с каждым годом ситуация улучшается — про этот аспект мы поговорим чуть позже.
Вернёмся к конкретным результатам самых успешных брендов. Как уже было сказано выше, по итогам 2020 года компания ХСМG заняла третье место в рейтинге производителей спецтехники, нарастив продажи на $15,1 млрд. Как отметил Александр Чирков, директор «СюйГун Ру», по объёмам выпущенных бетонных и свайных машин компания занимает первое место в мире. При этом в Китае производитель захватил первенство по количеству выпущенной и реализованной спецтехники.
Что касается бренда Sany, то он на протяжении последних 10 лет является лидером по продажам экскаваторов на внутреннем китайском рынке и последние три года — на мировом. Антон Николаев, директор по развитию Sany в России, отметил: «В 2017 году завод выпустил 31 500 экскаваторов и стал третьим в мире по количеству произведённых землеройных машин. В 2018 с конвейера сошло 49 000 единиц, в 2019 — 61 000 экземпляров, а в 2020 — 100 000 штук при мировом объёме 600 000 единиц. Это означает, что каждый шестой экскаватор, выпущенный в 2020 году, принадлежал бренду Sany». Сегодня компания Sany активно продвигает на российском рынке экскаваторы, дорожные машины, карьерные самосвалы, башенные краны, при этом 5–10 лет назад в приоритете были гусеничные и автомобильные краны, бетононасосы, буровые установки и ричстакеры.
Как изменилась ситуация после введения утильсбора? Изучаем импорт в Россию
В 2016 году в России был введён утилизационный сбор, который усугубил положение зарубежных брендов спецтехники на рынке. Тем не менее в 2017 году наблюдалась положительная динамика поставок импортных машин, которая сохранилась в 2018 и 2019 годах (исключение — бульдозеры в 2019). В 2020 году было не всё так радужно из-за пандемии: почти во всех сегментах наблюдалось сокращение поставок, но не такое сильное, как прогнозировали.
Если говорить про китайские бренды, то несмотря на заградительные меры со стороны нашего правительства и ограничения, введённые из-за пандемии, в России их популярность с каждым годом только увеличивается. Так, производители из Поднебесной захватили уверенное лидерство среди погрузчиков (их общая доля не опускалась ниже 80% как минимум с 2013 года).
В сегменте средних бульдозеров ситуация аналогичная: «китайцы» чаще всего размещаются на первом или втором местах на протяжении последних 7 лет, хотя их доля здесь не такая внушительная — от 31 до 67%. Самые популярные бренды — это Shantui, Shehwa, Zoomlion, XCMG и SEM. При этом доля LiuGong очень мала, это связано с тем, что если для отдельных марок антидемпинговые пошлины были установлены в размере 9–11%, то LiuGong попал в категорию с процентной ставкой в 44. Согласно статистике, на введение утильсбора болезненней всего отреагировал сегмент экскаваторов. Несмотря на это, после 75-процентного падения поставок в 2015 г. уже в 2017-м произошло увеличение практически в три раза. По итогам января–августа 2020 импорт сократился примерно на 12%.
Несмотря на введённый в 2016 году утильсбор, объёмы импорта в Россию ежегодно росли вплоть до 2020 года
На протяжении последних пяти лет китайские марки популярны также в сегментах гусеничных и башенных кранов, автогрейдеров (доля увеличилась практически в два раза за последние три года), мини-погрузчиков с бортовым поворотом, грунтовых катков, фрез, а также средних и тяжёлых гусеничных экскаваторов.
Отметим статистику импорта асфальтовых катков, асфальтоукладчиков, а также колёсных экскаваторов. Если пару лет назад Китай в этих сегментах редко попадал в топ-3 стран-поставщиков, то начиная с 2018 года, он есть в тройке лучших в каждом квартале.
Наибольших успехов в 2020 году смогла добиться компания XCMG. Александр Чирков рассказал, что за чуть более 5 лет компания «СюйГун Ру» сильно улучшила своё положение: «Ежегодный рост объёмов реализации техники в натуральном выражении составляет более 50%, а в период 2019–2021 гг. — более 70%. При этом нашу технику нельзя назвать дешёвой, поэтому увеличение показателей это не заслуга низкой цены, а оптимальное соотношение адекватной стоимости машин и их достойного качества. Отмечу также, что XCMG до 2016 года присутствовал в России в лице несвязанных между собой дилеров, поэтому акцент делался на топовые продукты — автокраны и фронтальные погрузчики. С началом работы дистрибьютора линейка техники выросла многократно, и сегодня более 80% всего модельного ряда производителя представлено в России. При этом компании «СюйГун Ру» удалось выравнять вклад каждого типа техники в общий объём продаж, и можно сказать, что доли всей продукции бренда примерно одинаковы. Наиболее яркий тому пример — это неожиданное для многих появление техники XCMG в дорожно-строительном секторе и удерживание в нём лидирующих позиций на протяжении нескольких лет». XCMG — это третий в мире по объёмам реализации спецтехники концерн. Продукция представлена в более чем 10 сегментах (свыше 40 видов).
Как видим, сегодня результаты продаж китайской техники впечатляют как на российском, так и зарубежных рынках, но так было не всегда. Вернёмся немного в прошлое, чтобы понять, с чего всё начиналось и как такой успех стал возможен.
Тотальная поддержка государства и жёсткий контроль
В конце прошлого столетия Китай сильно зависел от импорта. С конца 1980-х по начало 2000-х гг. мировые бренды начали активно осваивать этот рынок. Например, Terex, Hyundai, Komatsu, Caterpillar, Volvo Construction и другие открывали свои производства техники и компонентов на территории КНР. Однако правительство Поднебесной вовремя сориентировалось, разработав глобальную программу поддержки своих предприятий. В результате это дало мощный толчок для глобального развития машиностроения в Китае, которое началось в 2005 году и продолжается по сей день. Но давайте перейдём к конкретике. Какую именно помощь оказывает правительство заводам?
Власти Китая предоставляют преференции даже организациям из смежных отраслей, которые участвуют в цепочке машиностроения
По словам Чжана Лэй, директора по развитию SDLG в России, китайское правительство даёт строгие указания для производителей спецтехники на год и на пять лет вперёд. Вместе с глобальным контролем власти постоянно увеличивают инвестиции в инфраструктуру, тем самым способствуя развитию отрасли строительной техники. При этом преференции в виде снижения налогов даются и для организаций из смежных отраслей, которые участвуют в цепочке машиностроения. Если говорить конкретно про 2020 год, то правительство приняло 90 политических мер в 8 областях: снизило налоги и сборы, отменила плату за дороги, компенсировало затраты на электроэнергию и предоставило льготные кредиты. Бренд SDLG стал самым популярным на рынке погрузчиков в России по итогам 2019 года (его доля составила 22,9%). При этом в январе–августе 2020 г. этот производитель занял только 28 место в рейтинге, сократив объёмы поставок более чем в 20 раз.
Занижение курса юаня, стандартизация и другие способы достижения конкурентоспособности техники
Помимо запредельного уровня государственной финансовой и налоговой поддержки, к фундаментальным причинам ценовой конкурентоспособности техники из Поднебесной нужно отнести заниженный курс юаня к доллару. Прибегая к удержанию курса юаня, правительство не только стимулирует экспортные поставки, но и защищает собственный рынок от притока спекулятивного капитала.
Для поддержания высокого уровня развития технологий на отечественных производствах власти организовали государственную систему деловой разведки ещё в середине 80-х гг., сразу после начала экономических реформ. Позже (в 1995 году) практики и исследователи из этой сферы объединились и создали Общество деловой разведки. Эта профессиональная госассоциация по сей день готовит специалистов. В целом же получать технологическую информацию от конкурентов стало проще, когда зарубежные концерны стали открывать свои производства в Китае.
При выпуске продукции на китайских заводах соблюдается техническое законодательство
Ещё одна мера со стороны государства, которая влияет на качество выпускаемого оборудования и его постоянное усовершенствование, — это строгое соблюдение на производствах технического законодательства, стандартизации и оценки соответствия. Уже в 2013 году в Китае действовало 24 946 национальных стандартов, из них 3 177 — были обязательными. Кардинально с того времени ничего не изменилось. Для сравнения отметим, что в Европе стандарты носят добровольный характер. Они разрабатываются частными компаниями, и при этом защищены авторскими правами, поэтому организации вынуждены выкупать их.
А как обстоят дела с сервисом?
Проблема с послепродажным обслуживанием и ремонтом китайской спецтехники стояла очень остро 10 лет назад, сейчас этот вопрос можно считать практически решённым (по крайней мере, в России). Гарантийное и постгарантийное обслуживание обеспечено силами дилеров и дистрибьюторов. Например, за последние 10 лет товаропроводящая сеть XCMG в России сильно эволюционировала: от несвязанной, неорганизованной и постоянно меняющейся группы дилеров к одной из лучших сетей в стране. Сегодня она состоит из дистрибьютора (компании «СюйГун Ру») и 30 дилеров, которые работают по одним правилам.
«Процесс развития поставок запчастей и сервисного обслуживания техники XCMG идёт практически в одну ногу с продажами машин, есть только небольшое отставание на 2–3 года, — ситуацию прокомментировал Александр Чирков. — Но уже в 2021–2022 годах сервисная сеть XCMG в России не будет уступать сети реализации техники. В подтверждение своих слов скажу, что в этом году мы планируем открыть несколько современных центров (в Москве, Красноярске, Иркутске, Екатеринбурге и Челябинске). Данные центры — это представительства бренда полного цикла, включающие торговые и сервисные зоны, обширные выставочные площадки, а также учебные классы. Если говорить о состоянии сервиса сегодня, то, как правило, в радиусе 550 км есть как минимум один сервисный центр и две выездные бригады».
Достраивающееся представительство XCMG в Красноярске (дилер — компания «Спеццентр»)
Вместо выводов
Отрасль машиностроения КНР вышла на новый уровень развития ещё в конце прошлого века, когда правительство начало вкладывать большие средства в инфраструктуру и образование, а также привлекать иностранных инвесторов. Результат не заставил себя долго ждать: Китай давно вышел на международную арену как серьёзный игрок и его влияние становится всё более ощутимым. С каждым годом амбиции этой страны только растут, особенно это касается машиностроительной отрасли. Краткая характеристика этой сферы звучит так: тотальный государственный контроль и поддержка. Потому как оптимальное соотношение цены и качества строительных машин — это в большей степени заслуга властей, которые проводят грамотную политику.
Добавить комментарий