Лизинг возвращается к старым условиям | НААСТ

Лизинг возвращается к старым условиям

Первое полугодие на рынке лизинга строительной техники прошло под знаком ужесточения условий предоставления техники: лизингодатели после затишья предпочитали использовать более осторожные подходы при финансировании сделок. Однако во второй половине компании вернулись к доковидным условиям предоставления техники в лизинг.

Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости ГК «ЦДС», говорит, что для капиталоемких бизнесов, к которым относится и строительная отрасль, лизинг — наиболее удобная и выгодная форма. «За счет оптимизации по налогу на прибыль и НДС можно существенно снизить итоговую стоимость техники»,— считает он.

«Несмотря на общий спад на рынке лизинга в прошлом году, строительный сектор в этом сегменте был достаточно стабилен. В этом году рост также продолжился, потребность в технике высока как никогда, а лизинг для многих компаний — от мелких до лидеров рынка — оптимальный вариант»,— замечает Егор Федоров, директор по продажам группы «Аквилон».

Кирилл Осипов, руководитель отдела оценки имущества ГК «Альфа-Лизинг», отмечает, что первая половина 2020 года характеризуется более осторожными подходами к финансированию лизинговых сделок и строительной техники в частности. «Лизинговые компании и “Альфа-Лизинг” в частности придерживались более консервативных условий. Это связно с пандемией и ограничениями. Вторая половина 2020-го характеризуется восстановлением бизнеса после локдауна и, как следствие, восстановлением платежеспособности клиентов, что позволило лизинговым компаниям вернуться к “докризисным” условиям финансирования. В первой половине 2021 года условия финансирования сопоставимы с условиями начала 2020 года. Мы видим демпинг по ставкам у ряда конкурентов, но в целом рынок финансирования строительной техники по условиям (аванс, срок лизинга, ставка) за последний год существенно не изменился»,— говорит эксперт.

Конкуренция заставляет стать мягче

Генеральный директор холдинга Black Horse Владимир Соколов отмечает, что конкуренция заставляет лизинговые компании понижать пороговую стоимость. «Если раньше они работали исключительно с юридическими лицами с первоначальным взносом 30–50%, то сейчас уже появились предложения для частных лиц на 5%. Более того, компании еще и помогут оформить договор в виде кредита»,— рассказывает он. По мнению эксперта, на рынок повлияла стагнация из-за пандемии. «Трудовые мигранты вынуждены были покинуть свои площадки, что привело к затишью. Сегодня лизинговые компании стали ближе к реальным покупателям»,— рассуждает господин Соколов. Чаще всего технику берут именно в лизинг, хотя на рынке по-прежнему присутствует и аренда — она выгодней для краткосрочных проектов. «Например, оформление техники на год для завершения объекта. Лизинг — это долгосрочные вложения для продвижения или старта бизнеса. Здесь и низкий первоначальный взнос, и снижение суммы налога на прибыль, и возмещение НДС от платежей. К тому же при длительном использовании взятого в лизинг оборудования применяется ускоренная амортизация. После клиент сможет просто выкупить технику или оборудование за гораздо меньшие деньги»,— перечисляет плюсы эксперт.

Василий Иваничкин, территориальный менеджер по финансированию компании John Deere, рассказал, что количество машин, проданных через лизинговые сделки, превышает 80%. «Клиенты просят предоставить графики с минимальным авансом 5–10% или без аванса на срок до пяти лет. Часто возникают запросы на предоставление минимальных лизинговых платежей на первые три-четыре месяца, чтобы технику запустить в работу»,— рассказал он. Для ключевых клиентов компания John Deere может предложить отсрочку платежей до шести месяцев, то есть клиент подписывает договор купли-продажи, использует оборудование и в течение шести месяцев рассчитывается за него. При этом господин Иваничкин отмечает, что John Deere не занимается арендным бизнесом: «Как показала практика прошлых лет, арендный бизнес в данное время не настолько рентабелен, так как несет множество накладных расходов, это связано также с грубым обращением при использовании оборудования, которое потом нужно восстанавливать».

Дмитрий Албегов, руководитель группы оборудования и спецтехники компании «Интерлизинг» по СЗФО, говорит: «Как правило, строительную технику берут в аренду, когда она требуется на краткосрочный период, либо когда клиенту сложно спрогнозировать будущий объем работ. Преимуществом лизинга, по сравнению с арендой, при классической схеме финансового лизинга является то, что предмет лизинга по окончании договора переходит в собственность лизингополучателя, тогда как при аренде техника остается в собственности арендодателя. Также существенную поддержку лизингу строительной техники оказывают как программы при поддержке Минпромторга, так и собственные акции лизинговых компаний с дилерами и дистрибуторами строительной техники».

Кирилл Осипов говорит, что сегодня самыми продаваемыми типами строительной техники являются гусеничные и колесные экскаваторы массой 20–30 т, бульдозеры 16–32 т, экскаваторы-погрузчики, фронтальные погрузчики, краны, грейдеры и самосвалы с колесной формулой 6?4, 6?6, 8?4, 8?8, а также стационарное оборудование — дизельные генераторы и компрессоры. Он подсчитал, что доля строительной техники в портфеле нового бизнеса по Санкт-Петербургу составляет около 9% в количестве единиц техники и около 20% в сумме финансирования.

По словам господина Албегова, в «Интерлизинге» доля строительной техники по Санкт-Петербургу составляет около 20% от общего числа сделок лизинга.

С помощью господдержки

По данным агентства RAMR, дорожно-строительная техника занимает долю в 44% от всего объема спецтехники, приобретенной в лизинг в январе — апреле 2021 года. При этом, по мнению экспертов рынка, доля российских производителей в общем объеме спецтехники составляет менее 20%. Всего, по данным агентства, в январе — апреле 2021 года количество приобретенной в лизинг дорожно-строительной техники выросло на 93% и составило 5,1 тыс. единиц. Ключевыми марками дорожно-строительной техники, востребованной среди предприятий, являются британский JCB с долей 12% от общего количества продаж этой техники на условиях лизинга, американский Caterpillar (11%), японский Komatsu (7%), шведский Volvo (7%) и японский Hitachi (4%).

Максим Калинкин, генеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг», отмечает: «В первом полугодии 2021 года мы достигли объема нового бизнеса в сегменте строительной и спецтехники более 8,5 млрд рублей. Причем отмечаем рост данного сегмента в 4,5 раза в этом году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Клиенты, которые в основном обращаются к нам за лизингом строительной и спецтехники, заняты в строительстве объектов недвижимости, добыче, транспортировке и сбыте газа и нефти, торговле, сфере услуг, транспортной, сельскохозяйственной и прочих отраслях. Наряду с зарубежными марками техники, включая вышеперечисленные из рейтинга RAMR, а также Bobcat, Hidromek, JAC, Heli и прочие, клиентами крупного корпоративного бизнеса и МСБ группы “Газпромбанк Лизинг” востребованы отечественные самосвалы и седельные тягачи КамАЗ».

Эксперт замечает, что в пользу «КамАЗов» с 2015 года успешно работает госпрограмма Минпромторга РФ по субсидированию продукции отечественного автопрома, которая позволяет сэкономить до 500 тыс. рублей на одну единицу техники. С 2017 года Минпромторгом РФ также реализуется программа по субсидированию строительно-дорожной и коммунальной техники, произведенной на территории РФ. В 2021 году на реализацию этой программы выделено 2,6 млрд рублей, клиенты получают возможность сэкономить до 15% авансового платежа от стоимости одного предмета лизинга. Учитывая положительный эффект от использования государственных мер по стимулированию спроса на отечественную технику, государство ежегодно пролонгирует программы льготного лизинга.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4927000?query=%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *