Материал информационного партнёра НААСТ – Экскаватор Ру
Управляющий партнер адвокатского бюро «Юсланд» Елена Легашова рассказывает об особенностях законодательства, связанного с определением таможенной стоимости техники
Термин «таможенная стоимость» в законодательстве
Таможенная стоимость товара — это специальный юридический термин, который используется для определения размера таможенных платежей. Всего существует шесть методов таможенной оценки, применяемых в установленной последовательности. Таможенная стоимость определяется и декларируется декларантом, но правильность ее определения контролируется таможенными органами.
Основу регулирования определения таможенной стоимости в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) составляют нормы Таможенного кодекса ЕАЭС.
Таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории ЕАЭС, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями ТК ЕАЭС. Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, при разрешении споров, связанных с таможенной оценкой, судам рекомендовано руководствоваться положениями статьи VII ГАТТ 1994 и Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994. Допускается учет консультативных заключений и рекомендаций Всемирной таможенной организации при рассмотрении судами споров.
Основой таможенной стоимости по «Соглашению по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года» является «стоимость сделки», как она определена в статье 1 указанного Соглашения. Т.е. используется первый метод — «Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами» согласно ст.39 ТК ЕАЭС.
Дополнительные начисления к цене товара
При применении первого метода предусмотрены дополнительные начисления к фактически уплаченной или подлежащей уплате цене в тех случаях, когда некоторые специфические элементы, которые считаются формирующими часть цены, используемой для таможенных целей, приходятся на покупателя, но не включаются в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за импортированные товары. Также предусмотрено включение в стоимость сделки некоторых выгод, которые могут предоставляться покупателем продавцу в основном в форме определенных товаров или услуг, а не в денежной форме.
Итак, согласно ст.40 ТК ЕАЭС, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются следующие дополнительные начисления:
1) Расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, к которым относятся:
а) вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории ЕАЭС услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров;
б) расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами;
в) расходы на упаковку ввозимых товаров, в том числе стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
2) Соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:
а) сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и иные товары, из которых произведены (состоят) ввозимые товары;
б) инструменты, штампы, формы и иные подобные товары, использованные при производстве ввозимых товаров;
в) материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;
г) проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне таможенной территории Союза и необходимые для производства ввозимых товаров.
3) Часть дохода (выручки), полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу.
4) Расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а если Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, – до места, определенного ЕЭК.
5) Расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а если ЕЭК в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) ввозимых товаров, и особенностей их перевозки (транспортировки) определены иные места, – до места, определенного ЕЭК.
6) Расходы на страхование в связи с операциями, указанными в подпунктах 4 и 5 выше.
7) Лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате:
а) платежи за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории ЕАЭС;
б) платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС.
Расходы, которые не включаются в таможенную стоимость
При этом таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя следующие расходы при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:
1) расходы на производимые после ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;
2) расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а если ЕЭК в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, — от места, определенного ЕЭК;
3) пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС или продажей ввозимых товаров на таможенной территории ЕАЭС.
Таможенная стоимость определяется на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Договор с таможенным брокером
Отношения таможенного представителя с декларантами или иными заинтересованными лицами осуществляются на основе договора. Для оказания услуг по совершению таможенных операций для помещения товаров под таможенную процедуру договор заключается непосредственно между таможенным представителем и декларантом либо экспедитором в случае, если по договору транспортной экспедиции декларант поручил экспедитору заключить договор с таможенным представителем.
Таможенное законодательство предусматривает ряд императивных норм, применяемых к договору с таможенным представителем (глава 55 ТК ЕАЭС, статья 346 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Прежде чем заключить договор, необходимо уточнить в первую очередь актуальный статус таможенного представителя в реестре, не привлечена ли организация к административной ответственности за таможенные правонарушения. Возможно также проверить по базам судебных решений участие организации в спорах с таможенными органами и их результаты.
При заключении договора с таможенным представителем следует обращать внимание на объем задач, которые будут возложены на таможенного представителя: какие конкретно таможенные операции будет осуществлять таможенный представитель от имени и в интересах декларанта; уполномочен ли таможенный представитель по договору на уплату таможенных платежей от имени и в интересах декларанта и т.п.
Таможенный представитель может уплачивать таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты, пени, таможенные сборы, если содержание таможенной процедуры, определенной для декларирования товаров, предусматривает их уплату и если условиями договора, заключенного между декларантом и таможенным представителем, предусмотрена уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, таможенных сборов таможенным представителем.
В зависимости от того, участвует ли таможенный представитель в проведении таможенных операций, будет дифференцироваться обязанность представителя по уплате таможенных платежей.
В случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (ст.405 «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
При наступлении обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению, такая обязанность исполняется таможенным представителем солидарно с представляемым им лицом, за исключением случаев, когда исполнение такой обязанности связано:
1) с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары;
2) с изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 8 ТК ЕАЭС;
3) с совершением действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением таких льгот.
Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом, они являются одинаковыми для всех таможенных представителей.
Кроме того, необходимо четко указать порядок запроса и предоставления документов таможенному представителю, а главное самому декларанту его соблюдать и фиксировать перечень передаваемых документов, так как декларант несет не только гражданско-правовую, но и административную ответственность за представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и (или) несоблюдение установленных таможенным законодательством запретов и ограничений (ст.16.7 КоАП РФ).
В обязанности таможенного представителя не входит соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами и иных обязанностей, которые в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования возлагаются только на представляемых им лиц.
Добавить комментарий