Материал Информационного партнёра НААСТ – Экскватор Ру
Журналисты Экскаватор Ру на протяжении всего года общались с участниками рынка о ситуации в отрасли. Кратко рассказываем вам об основных событиях и тенденциях, которые выделяют производители, их дилеры, а также аналитики.
Поставщики не могут удовлетворить текущий спрос в полном объёме
В беседе с ведущими компаниями мы неоднократно слышали, что продажи техники и комплектующих в этом году увеличились, но рост мог быть ещё более значительным. Ограничивающим фактором стала невозможность произвести или поставить в Россию требуемое количество спецтехники. Например, нам называли такие цифры: при стабильных поставках за год могло быть отгружено клиентам на 30–40% больше машин.
Одновременно возникла ещё одна тенденция. Зачастую покупатели вынуждены ограничивать свой выбор товаром в наличии: например, покупать технику не в полной комплектации.
Чтобы частично решить проблему, дилеры старались заранее завозить больше техники и оборудования на склад. Тем не менее проблема нехватки машин все ещё актуальна и в начале 2022 года навряд ли будет решена.
Рост цен на комплектующие и спецтехнику
Цены росли на всё: комплектующие, используемые для производства машин, технику, отгружаемую дилером с завода, на услуги партнёров, транспортные и логистические расходы. Причём если ранее компоненты дорожали последовательно и не более чем на несколько процентов в год, то в последние месяцы это происходило и чаще, и на более значительное значение. Так, стоимость бутадиена для изготовления шин подскочила почти в 3 раза с января 2020 года по сентябрь 2021 года. А цены на сталь на мировом рынке достигли максимума за 12 лет.
Скажем отдельно и о логистике: мировой контейнерный индекс (WCI) на маршруте Азия — Северная Америка за то же время увеличился более чем на 500%. Транспортные расходы на основных российских логистических направлениях также стали выше. В итоге стоимость доставки из Китая до Москвы может теперь достигать 50% себестоимости техники, хотя ранее была не более 10%.
Несмотря на то, что дилеры стараются сдерживать рост стоимости в том числе за счёт снижения собственной наценки, перечисленные факты приводят к увеличению итоговой стоимости машин, а также к невозможности зафиксировать цены в рамках долгосрочных контрактов с клиентами.
Доставить технику и запчасти покупателю стало сложнее
Ещё одна проблема, которую не удаётся решить уже продолжительное время, — сложности с логистикой. Помимо повышения цен на транспортные услуги, с началом пандемии были нарушены давно отработанные цепочки доставки грузов. И до сих пор поставщикам сложно в сжатые сроки, например, получить место на пароме. На сухопутной границе между Россией и Китаем также образовались огромные очереди (одна из причин — при обработке грузов на границе или при перевозке по ж/д дороге спецтехника не является приоритетным товаром и её пропускают в последнюю очередь).
Китай продолжает экспансию
Китайские производители продолжают расширять ассортимент спецтехники: сегодня бренды из КНР предлагают в России специализированные машины для самых разных сфер применения, включая мини-технику и горное оборудование. Самым популярным типом остаются фронтальные погрузчики, но также быстрыми темпами увеличивается доля китайских экскаваторов и дорожных катков.
Активно из Китая в нашу страну поставляется техника и других зарубежных брендов (с головным офисом в другой стране). По данным ID-Marketing, если в январе–августе 2014 г. доля импорта таких машин составляла 7,7%, то в 2021 г. — уже 14,5%.
Суммарно за первые 8 месяцев 2021 года в Россию было ввезено на 30% больше собранной в КНР техники, чем в аналогичном периоде 2014 года.
Расширение дилерских сетей крупных компаний
В условиях, когда мелким компаниям зачастую приходится «выживать», крупные игроки продолжают расширяться и переносить продажи в регионы. Или даже открывать больше офисов в одном городе.
Нерешённые проблемы в законодательной сфере
В числе таких проблем можно назвать затянутые сроки постановки и снятия с учёта техники в Гостехнадзоре — в среднем процедура может длиться до 2 месяцев. Или то, что после изменения порядка получения спецразрешений на транспортировку негабаритных грузов вовремя не была налажена работа системы электронных согласований.
Также в текущий момент осложнён процесс сертификации новых моделей техники (что связано как с ковидными ограничениями по перемещению специалистов через границу, так и высокой стоимостью самой процедуры). Кроме этого, поставщики ждут решений со стороны Правительства РФ для ускорения прохождения спецтехники через границу.
Из положительных моментов можно назвать то, что повышение ставок утильсбора в текущем году не произошло.
Поставки водородной спецтехники и появление современных отечественных разработок
В качестве примера уже реализованных проектов по поставке спецтехники, работающей на альтернативных видах топлива, можно привести отгрузку в адрес ООО «Газпром трансгаз Ухта» в январе 2021 года трёх битопливных (дизель + СПГ) экскаваторов-погрузчиков JCB 3CX.
Радует, что появляются и российские разработки в данной сфере. Так, в начале года была представлена газовая версия экскаватора UMG Е330С, спроектированная специалистами «РариТЭК». На страницах Экскаватор Ру мы писали и о других современных отечественных моделях, таких как бульдозер с дистанционным управлением или мусоровоз с электроприводом. Также бренды из России выходят в новые для себя сегменты, в частности, на рынок телескопических погрузчиков.
Но здесь стоит напомнить, что в России до сих пор низкие стандарты в отношении экокласса двигателей спецтехники. Без их ужесточения, а также других мер, стимулирующих к покупке современных машин, развитие в этом направлении не будет идти быстрыми темпами.
Цифровизация отрасли
В условиях ковидных ограничений все чаще покупатели предпочитают знакомиться с коммерческими предложениями продавцов в онлайн-формате, прежде чем отправиться в офис или на склад (вплоть до 90% контактов). Дилеры говорят об эффективности комбинации двух способов (e-commerce и традиционных продаж), а также о новых возможностях, которые дарит цифровая сфера.
Добавить комментарий