Материал информационного партнёра НП НААСТ – Экскаватор Ру
С Владимиром Ерховым, руководителем направления нефтегазовых проектов департамента мобильных и гусеничных кранов ООО «Либхер Руссланд», мы поговорили о текущей ситуации на рынке, проблемах, влияющих на темпы развития отрасли и компании в частности, а также сделали прогноз на 2022 год
Согласно годовому отчёту группы Liebherr, по результатам 2020 года общий объём продаж продукции и услуг компании составил 10 341 млн евро, что на 1 409 млн евро (12%) меньше, чем в 2019 году. В сегменте мобильных и гусеничных кранов этот показатель достиг 2 504 млн евро. Что касается продаж на российском рынке, то оборот ООО «Либхер Руссланд», дочерней компании Liebherr-International AG, составил порядка 500 млн евро.
Нехватка сырья и скачок цен. С какими проблемами сталкивается компания?
Владимир Ерхов:
— Во второй половине года мы стали ощущать нехватку качественной конструкционной стали, из которой делают стреловые конструкции для кранов. По информации, поступившей от завода-изготовителя, в 2022 году задержки в поставках могут достигать 3–6 месяцев.
Кроме проблем с нехваткой сырья, тормозит развитие рынка и повышение стоимости комплектующих. Такого давно не было, чтобы наши поставщики и партнёры, с которыми мы работаем десятилетиями, несколько раз за год подняли цены. Обычно европейские производители за год повышают стоимость на полтора–два процента, максимум — на три. И всё это происходило постепенно и планомерно.
Соответственно, мы вынуждены делать так же. В следующем году у нас запланировано незначительное увеличение цены в два этапа: первое повышение предположительно произойдёт в I–II квартале, второе — с лета. Также расписан график на 2023 год. К слову, ранее цены повышались раз в год, а иногда и реже. Сейчас эта динамика несколько усилилась, и причина названа выше — удорожание стоимости комплектующих. Впрочем, мы понимаем, что эта ситуация временная, потому стараемся оставаться в рынке.
Нет возможности удовлетворить все заявки клиентов. Обсуждаем ситуацию в отрасли
— Тенденция последних лет в сегменте подъёмной техники — потребители отдают предпочтение тяжёлым кранам грузоподъёмностью от 160 до 1 300 т. К примеру, в этом году наиболее популярны 500-тонные модели, — рассказывает Владимир Ерхов.
В то же время приходится отметить тот факт, что возросшие потребности заказчиков в технике компания удовлетворить не может. В первую очередь такая ситуация обусловлена так называемым «транспортным кризисом» — повсеместными проблемами с поставками.
— Постковидный год в числе прочих проблем принёс и серьёзные проблемы с логистикой из разных регионов: стало достаточно тяжело в сжатые сроки получить место на пароме, — комментирует сложившуюся ситуацию наш собеседник. — Соответственно, нужно планировать поставки заранее, а в нашем бизнесе это не всегда возможно. Мы привыкли работать «с колёс», когда приходит клиент со срочным проектом, мы включаемся в работу и оперативно находим оптимальный вариант, в том числе по логистике. Сегодня действовать по давно отлаженной схеме довольно сложно, так как, казалось бы, машина, удовлетворяющая всем требованиям заказчика, есть, а возможности быстро привезти её нет (или, например, комплектующих к ней).
Чтобы минимизировать риски, мы стали больше завозить техники на склад. Тем не менее проблема нехватки машин все ещё актуальна. Наше предприятие, самый крупный в мире краностроительный завод, ежегодно производит порядка 2 000 кранов. Но даже этих мощностей не хватает.
Сложно сказать, с чем связан такой большой спрос на технику на мировом рынке. В какой-то мере на ситуацию в отрасли влияют постковидный отложенный спрос, риск новых санкционных ограничений и ожидание возможного краха некоторых крупных финансовых рынков.
Финансовые программы и снижение маржинальности. Как удержать клиента?
Разумеется, скачки цен и проблемы с отгрузками не способствуют лояльности клиентов. Чтобы удержать их, в компании намерены использовать несколько инструментов. В первую очередь это различные способы финансирования: от рассрочек до лизинговых программ. Также есть возможность взять технику в аренду с возможностью её выкупа в дальнейшем. Все эти мероприятия нацелены на то, чтобы клиент мог получить кран и начать выполнять поставленные перед ним задачи. Так машина начнёт окупать саму себя.
Безусловно, в некоторых случаях приходится минимизировать маржинальность, чтобы не терять проект.
— Если не получается в необходимые сроки удовлетворить потребность клиента в новой технике, будем стараться переключить заказчиков в том числе на рынок подержанных машин. Наиболее интересна эта альтернатива будет для тех, кто понимает, что такое кран Liebherr, работавший в Европе порядка 5–7 лет и поставляемый производителем, — отметил В. Ерхов.
Разумеется, не все заказчики, особенно госкомпании, готовы покупать б/у технику. Кому-то это попросту запрещено. Потому определённую часть клиентов всё же придётся отдать конкурентам.
Пришлось решать вопрос с Центральной акцизной таможней. Комментируем ситуацию с утильсбором
Затронув тему утилизационного сбора, Владимир Ерхов рассказал, что, когда этот платёж только вводили, гусеничные краны приравняли к трубоукладчикам, выплаты на которые были достаточно высоки. Компания вынуждена была обращаться в Центральную акцизную таможню, делать техническое обоснование, писать разъяснения, что нельзя классифицировать гусеничный кран как трубоукладчик. В итоге гусеничные краны были исключены из реестра.
Какое-то время производители вовсе не платили сбор, но вследствие изменений в законодательстве, произошедших три года назад, этот вид машин снова включили в реестр, но уже как другой тип техники.
Несмотря на то, что компании удалось повлиять на ситуацию с утильсбором, ставки, действующие на данный момент, довольно высоки — и это серьёзная проблема. Особо остро вопрос стоит в отношении подержанной техники. Например, если утилизационный сбор на новый гусеничный кран составляет 1,725 млн рублей, то выплаты по утильсбору на аналогичный б/у кран в 10 раз выше. Это уже довольно существенная сумма. Потому, если машина не очень большая, целесообразности ввозить её в страну нет: получается, что 40–50% стоимости — это утилизационный сбор.
Повышенный спрос на технику сохранится. Прогнозы на 2022-й
— Если ничего глобального не произойдёт, то в 2022 году активный спрос на краны сохранится. Мы будем стараться его удовлетворить, но в то же время понимаем, что все заявки закрыть не сможем в связи с теми сложностями, которые есть на данный момент. Во многом по причинам, указанным выше, — из-за проблем с логистикой и поставщиками.
Вполне возможно, что спрос перераспределится: те, кто хотел работать на кранах Liebherr, возьмут технику другого бренда, так как машина нужна срочно, а оперативно поставить её нет возможности.
Разумеется, в случае глобальных катаклизмов ситуация может измениться кардинально. Например, повышение заболеваемости в Германии вполне может спровоцировать локдаун, вследствие чего остановятся производства. У нас же завод даже в самый тяжёлый 2020-й приостанавливал работу всего на две недели.
Добавить комментарий