Современное строительство жилых объектов, дорог, инфраструктуры невозможно без тяжелых машин. Экскаваторы, грейдеры, укладчики, катки – незаменимые участники современной стройки. Специальные машины представлены самым широким образом и в сфере логистики. Россия – страна, которая активно производит свою технику и закупает зарубежную, выпущенную известными производителями. Недавно представители Комитета по дорожно-строительной и спецтехнике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) собрались в онлайн, чтобы обсудить назревшие проблемы и общую ситуацию в отрасли, а также итоги года минувшего. В онлайн-конференции приняли участие генеральный директор АЕБ Тадзио Шиллинг и председатель Комитете АЕБ по строительной и спецтехнике Андрей Комов. О том, как развивается отрасль тяжелых машин, чего достигла и куда идет, мы и поговорим сегодня.
Нелегкая победа
Начало 2021 года не было легким. За отраслью тянулся шлейф локдауна весны 2020-го. Именно тогда были запущены проблемы и риски, которые цепляясь друг за друга по принципу домино, значительно осложнили жизнь отрасли. Это и дефицит запчастей, и рост цен и закрытые границ.
Несмотря на это, число 21 оказалось для сегмента вполне счастливым. Прошедший год был весьма успешным в плане сбыта дорожно-строительной и специальной техники в России. Если в 2020 году, по данным АЕБ, было продано примерно 13 820 машин, то в 2021-м – уже 22 498.
Причем, даже под воздействием пандемийных, форс-мажорных обстоятельств рынок не упал. И в 2020-м и в 2021-м наблюдался рост: в первом случае – на скромные +0,3%, а во втором – на серьезные +47%.
В АЕБ объясняют это отложенным спросом, возникшим в 2014 году.
– После великого спада 2014-го рынок на протяжении 5-7 лет восстанавливался очень слабо, вяло, – объяснил председатель Комитета по строительной и спецтехнике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Андрей Комов. – Это привело к тому, что значительная часть парка строительных машин устарела, выбыла из эксплуатации. Такая ситуация сформировала большой отложенный спрос.
И его нельзя было удовлетворить сразу и в полном объеме, ведь производители столкнулись с нового рода проблемами – это дефицит полупроводников, логистические проблемы, связанные как с закрытием границ, так и с недостатком контейнеров. Даже сухогруз Evergreen, застрявший поперек Суэцкого канала, вызвал большие сложности.
Если брать полупроводники, то многие заводы мировых производителей закрылись из-за локдауна и перебоев, а на некоторых крупнейших заводах в Китае и Японии произошли пожары и взрывы. Между тем, понятно, что производить полупроводники с кондачка, наладив производство за пару месяцев – нельзя. «Брендовые» производители «выращиваются», и здесь есть своя культура и свой цикл.
– Мы были бы рады если бы уровень прошлого года в 2022-м сохранился, – объясняет Комов. – Полагаю, что некоторые трудности с логистикой продлятся в 2022-м и 2023-м годах.
Правда, уже сейчас понятно, что отложенный спрос, усугубленный пандемией, – не единственный драйвер роста, есть и другие факторы. Например, отсутствие новых ограничительных и регуляторных мер.
Русская глубинка может обогнать Европу
В регионах России наблюдается устойчивый рост продаж дорожно-строительной и спецтехники. Самый яркий взлет дал Приволжский федеральный округ, там рост составил 16%. В Сибирском ФО – 14%. Дальневосточный федеральный округ – на третьем месте, у него – 13%.
В Приволжском федеральном округе продано 3603 машины – это всего лишь на 600 машин меньше, чем рынок всей Норвегии или рынок Казахстана. Один Санкт-Петербург с его 1113 машинами – это рынок всей Венгрии. Северо-Западный округ (без СПб) – это вся Португалия или Украина.
Вместе с тем, сетуют участники онлайн-встречи, в этой огромной бочке меда, есть и большая ложка дегтя – в рамках федеральных округов есть регионы, которые не нарастили, а наоборот показали отрицательную динамику закупок. Всего таких регионов 23.
Лидирует со знаком минус Ненецкий АО с его -100% роста. В 2020 году там закупили 3 машины, а в 2021 – ни одной. В Кабардино-Балкарской Республике 16 и 3 машины соответственно. Липецкая область упала с 49 до 28 ( -42%). Также в списке Мурманская, Орловская, Ивановская, Омская области и многие другие.
– Это обидно, ведь регионам явно есть куда расти. Например, Новгородская область, показавшая – 47 % – это настоящий туристический Клондайк. Там только строить и строить…- говорит Андрей Комов.
Рай для гусеничных
Россия остается Россией. В сегменте экскаваторов россияне традиционно отдают предпочтения гусеничной технике, а не колесной. Это то, что отличает нас от Европы. Там как раз колесо – двигатель прогресса.
Впрочем, ничего удивительного: ведь спрос на разные виды техники зависит от объектов, на которых они применяются. Колесная техника больше подходит для работы в городе, где она легко «на своих четырех» передвигается по дорогам общего пользования. Но Россия – страна неосвоенных просторов, бездорожья и гигантских проектов. Поэтому «гусеничный шовинизм» здесь вполне оправдан.
И это, пожалуй, самый важный кластер, ведь три крупнейших сегмента машин в России – это экскаваторы гусеничные (29% рынка), экскаваторы-погрузчики (25%), колесные погрузчики (14%). Сегмент гусеничных экскаваторов вообще стал самым большим в Европе.
Правило «гусеницы» распространяется и на другие виды техники. Так, если гусеничные бульдозеры занимают 8% рынка, то колесные грейдеры – 5%, а колесные экскаваторы – лишь 4%.
Правда, как считают специалисты, все может измениться. По мнению Андрея Комова, в будущем наибольший потенциал развития будут иметь не тяжелые гусеничные системы, а сегмент компактных строительных машин.
– С увеличением производительности труда, отказом от тяжелого ручного труда такие системы будут все более востребованы.
–
Отрадно видеть рост пока маленького, но очень важного сегмента – аренды
техники, – замечает Андрей Комов. – Именно в нем будет зарождаться
спрос на компактную технику. Компактная техника будет доступна большему
количеству игроков именно с помощью краткосрочной аренды.
«Зеленая повестка» мобилизует
Потенциальное развитие ждет рынок в рамках «зеленых» технологий. В первую очередь речь идет о машинах на водороде.
– Весь мир присоединился к парижскому соглашению по климату. И каждому понятно, что если мы не будем принимать мер, то придем к точке невозврата, – заметил один из участников пресс-конференции.
Человечество обязано двигаться в сторону зеленой экономики, и тут оно само себя подстегивает. Так, в Европе уже прилагаются усилия, чтобы углеродный трансграничный налог был принят в более ранние сроки. Так что и для российских экспортеров станет выгоднее быть «углеродно нейтральными». Кстати, в Санкт- Петербурге открывается биржа, которая будет торговать квотами на выбросы.
Другой важнейший вопрос – автономные машины. На сегодняшний день правовая база их применения в России, как и во всем мире – отсутствует. Но эта технология активно «стучится» в «двери» технического прогресса. Российская индустрия, в принципе, готова к внедрению автономных машин, считают эксперты. Именно применение беспилотников в спецтехнике может стать полигоном для дальнейшего внедрения технологии. Ведь одно дело запустить беспилотное такси в Москве при таком насыщенном трафике. И другое – в отдаленном месте, на строительном карьере, предварительно огородив всё и убрав для безопасности людей. Горные выработки подходят идеально – работа монотонна, один и тот же спиральный подъем. Все это делает применение беспилотных машин желанной инновацией. Впрочем, инновацией ли? Многие инвесторы говорят, что эти технологии нужны не послезавтра, а уже сейчас.
– Кардинально меняется ситуация с электромобилями, – считает генеральный директор Ассоциации Европейского Бизнеса Тадзио Шиллинг. – Поскольку очень важна дистанция, которую можно проехать на одном заряде, то в дело вступает элемент геймификации.
Новые
технологии и новое поведение совместно способствуют новому, более
экономичному стилю вождения. Это становится почти спортом.
Компании
используют тренировочные системы «а-ля авиасимулятор». А недавно в
Росси появился отдельный вид киберспорта – по управлению строительной
техникой. Написаны даже нормы и правила спортивных состязаний.
В этом нет ничего удивительного. Компании считают своим главным ресурсом молодежь: разрабатывая машину они всегда представляют в ней молодого человека. Вот почему передовая техника оснащается с максимальным комфортом – вплоть до сабвуфера под сиденьем.
Завоюет ли рынок «геймер на бульдозере» – вопрос открытый, учитывая не слишком хорошую демографию и недостаток молодежи в России. Но движение в эту сторону есть, и оно очень серьезное.
Автор статьи: Даниил МАЦЕЙКО
Добавить комментарий