Материал информационного партнёра НААСТ – igrader.ru
В последние дни новостные ленты пестрят сообщениями об иностранных компаниях, на время отказывающихся от сотрудничества с Россией на фоне обострившейся геополитической обстановки. Среди них и компании, выпускающие грузовую технику.
Что известно на настоящий момент, и чего ожидать в будущем?
На сегодняшний день сотрудничество с Россией приостановили…
Первыми о намерении временно покинуть российский рынок официально сообщила немецкая компания Daimler Truck, известная по своему давнему партнёрству с ПАО «КАМАЗ».
Рабочие отношения длились ни много ни мало с 2009 года и были весьма продуктивными: уже в 2010 году немцы начали выпускать свои грузовики на производственной площадке в Набережных Челнах. Теперь, 12 лет спустя, компания заявила о приостановке сотрудничества «до дальнейшего уведомления».
За германским производителем последовали и шведские машиностроители. Несмотря на успешные результаты прошлого года, приостановить отгрузку машин в Россию решили Scania и Volvo Trucks. Причём первая буквально за неделю до этого отчиталась об успешных поставках (больше 500 газовых грузовиков за 12 месяцев!), а вторые не так давно заявили, что за 2021 год увеличили продажи своих автомобилей в России более чем на 30%.
Далее перестал отгружать машины российским дилерам ещё один немецкий гигант — автоконцерн Volkswagen, до этого демонстрировавший неплохие результаты на рынке коммерческих автомобилей. К примеру, за 3 квартала 2021 года компания поставила в Россию 286,5 тыс. единиц LCV, показав 5,3-процентный рост к 2020 году.
Компания при этом отдельно уточнила, что полного прекращения импорта в РФ пока не планирует.
Как и следовало ожидать, процесс временной приостановки сотрудничества не ограничился одним только Старым Светом.
Уже 2 марта о подобном намерении заявил американский концерн Ford Motor Company. В случае с этим автопроизводителем речь шла не только и не столько о поставке готовых машин, сколько об их производстве: в городе Елабуге у компании из США функционирует совместный с российской компанией «Соллерс» актив. Или, возможно, функционировал: с 3 марта елабужский завод «Соллерс Форд» ушёл на простой — и когда этот простой закончится, пока неизвестно.
Днём позже стало известно о том, что экспорт грузовиков (а также комплектующих к ним) в Россию прекращает и компания MAN — дочернее предприятие концерна Volkswagen. У этого автопроизводителя также была собственная площадка в Северной столице РФ, там трудилось около 70 человек, в настоящий момент работа завода приостановлена.
В качестве причины, по информации ТАСС, MAN называет возникшие логистические проблемы.
Daimler Truck и Ford: реакция отечественных партнёров на санкции
Руководство компаний, оставшихся без зарубежных партнёров, в один голос говорит о намерении выполнить существующие обязательства:
- «Соллерс Форд» — перед своим трудовым коллективом,
- КАМАЗ — ещё и перед теми, кто ждёт уже намеченных поставок (это обещание было до того, как широкой общественности стало известно о временном разрыве отношений с Daimler AG, однако вряд ли для отечественного производителя новость такого масштаба была неожиданной).
Компания «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» на своём официальном сайте также подчеркнула, что, несмотря на решение Daimler Truck, вовсе не собирается прекращать свою деятельность в России и будет продолжать работать со своими деловыми партнерами, особенно по части сервисного обслуживания грузовых автомобилей Mercedes-Benz и FUSO.
В пресс-службе компании даже сообщили, что «ничего экстраординарного не случилось», хотя и отметили начало проблем с отгрузками. Оно, впрочем, не было связано с европейскими санкциями — скорее, с глобальными проблемами в логистике. Расположенная в Набережных Челнах совместная производственная площадка при этом продолжает работать в штатном режиме.
Меры от российского правительства
Правительство Российской Федерации оперативно отреагировало на автомобильный демарш.
Так, 2 марта издание «КоммерсантЪ» сообщило о том, что власти подготовили проект будущего указа, нацеленного на временное ограничение возможности выхода иностранных инвесторов из российских активов.
По словам вице-премьера Михаила Мишустина, цель указа — дать зарубежным партнёрам возможность обдумывать свои решения вместо того, чтобы предпринимать поспешные шаги на фоне существующего экономического и политического давления.
Рано или поздно ситуация стабилизируется, а значит, вышедшие было из игры компании попытаются вернуться на рынок, однако к тому моменту их ниша может оказаться уже занятой.
Российский рынок грузовиков: доля европейских производителей
Согласно данным аналитического агентства «Автостат.Инфо», за 2021 год продано больше 100 тыс. новых грузовиков.
Из них на долю «большой семёрки» европейских производителей пришлось чуть более четверти:
- Scania — порядка 7,35 тыс. единиц,
- Volvo Trucks — около 5,7 тыс. единиц,
- MAN — чуть больше 4,8 тыс. единиц,
- Mercedes-Benz — 4,5 тыс. единиц,
- DAF — почти 2,2 тыс. единиц,
- Renault — 831 ед.,
- Iveco — 567 ед.
Что интересно, все компании показали серьёзный рост по отношению к 2020-му году и в целом были весьма позитивно настроены на год 2022-й. Те же Volvo Trucks, например, утверждали, что из-за серьёзного спроса какое-то время были вынуждены работать на елабужском заводе в 2 смены, производя до 30 машин в день, и в будущем планировали поддерживать хорошие темпы, открывать новые сервисные центры и сокращать выбросы углекислого газа.
Очевидно, отсутствие зарубежных производителей на отечественном рынке возымеет под собой серьезные последствия. Но здесь гораздо интересней другой вопрос: кто придёт на освободившиеся места?
Реакция на санкции: кто придёт на российский рынок грузовиков вместо Америки и Европы?
Альтернатив, наверное, не так уж и много: либо азиатские производители грузовых автомобилей, либо отечественные.
В пользу последних говорит тот факт, что цифры производства российских грузовиков постепенно растут: к примеру, УАЗ за 2021 год прибавил на 24,4%, КАМАЗ — на 20,6%, а ГАЗ — на 14,4%.
Однако ГАЗ уже долгие годы находится под санкциями от США, и в этом году санкционные тиски сжались ещё крепче: действующие лицензии продлятся лишь до апреля, а что будет дальше, пока неизвестно.
Под экономический пресс попал и КАМАЗ. Основной акционер компании — государственная корпорация «Ростех», владеющая почти половиной акций, — оказалась в «чёрном списке» Великобритании.
Всё это может существенно усложнить жизнь российских автомобилестроителей, особенно на фоне постоянно растущего доллара. Причём, по мнению издания «КоммерсантЪ», даже если геополитическая ситуация и выправится в ближайшее время, санкции, скорее всего, продолжат действовать.
Что до азиатских машин, настороженное отношение к восточной продукции постепенно уходит в прошлое. Всем известен корейский производитель Hyundai, а в списке распространённых японских брендов грузовой техники значатся такие названия, как Isuzu, Mitsubishi, Mazda, Nissan и Toyota, присутствующие на отечественном рынке довольно давно.
Toyota, кстати, уже объявила о приостановке своего завода в Санкт-Петербурге по причинам проблем с логистикой (правда, там производили только легковые автомобили), а также приостановило поставки.
Самым популярным в корпоративном парке России китайским производителем, по версии компании Russian Automotive Market Research, является Shaanxi, занимающий долю в 9,7%. За ним следуют HOWO и FAW с показателями в 5,5% и 3,9%, а на четвёртой и пятой позициях — Foton (2,9%) и Dongfeng (1,8%).
При этом общая доля «китайцев» в России составляет лишь около 1,6%, то есть порядка 30,4 тыс. единиц из общего корпоративного парка страны в 1,9 млн грузовых автомобилей. А это значит, что в числовом выражении тройка лидеров выглядит следующим образом: Shaanxi — около 2,9 тыс. единиц, HOWO — 1,7 тыс. единиц и FAW — 1,2 тысячи.
При этом общий грузовой парк страны, по версии аналитического агентства «Автостат», исчисляется 3,8 млн грузовых автомобилей.
Смогут ли азиатские грузовики занять в этом автопарке бо́льшую долю? Зависит во многом от геополитических интересов стран-производителей.
О введении санкций против России уже заявили Япония и Южная Корея, а вот Китай пока держится в стороне.
Добавить комментарий