Лизинговые компании выстраивают новые логистические цепочки для поставки техники в условиях санкций | НААСТ

Лизинговые компании выстраивают новые логистические цепочки для поставки техники в условиях санкций

Рынок лизинговых услуг столкнулся с новыми вызовами после начала спецоперации на Украине. Из-за санкций и ухода западных компаний многие производители не поставляют технику и оборудование в Россию, нарушились логистические цепочки с поставщиками, которые готовы и дальше работать на российском рынке. Лизинговые компании выстраивают новые партнерские отношения, чтобы удовлетворить запросы бизнеса, а также запускают собственные программы для поддержки предпринимателей, нуждающихся в обновлении материальной базы.

Западные санкции и дефицит техники

Введение западных санкций и уход из России ряда производителей и поставщиков техники создали определенный дефицит на рынке. Проблему с логистикой среди главных называет генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова. Техника на складах у дилеров находится в весьма ограниченном количестве, что сказывается на предложении.

«И без того не низкие отпускные цены резко пошли вверх, прибавив 20–40%. Чтобы не отвлекать в этих условиях оборотные средства на обновление автопарков, универсальным решением могло бы стать использование заемных средств (лизинг техники). И хотя в конце февраля ЦБ повысил ставку рефинансирования до исторически максимальных 20%, сейчас мы видим обратный откат. В 2015 году полный возврат ставок произошел за семь месяцев»,— говорит госпожа Маркова.

Как поясняет директор ижевского филиала компании «Балтийский лизинг» Андрей Назаров, сухопутные перевозки ограничены, с морскими путями поставок проблемы появились буквально несколько недель назад. «Основные поставщики оборудования, с которыми мы именно сейчас работаем, это китайские и турецкие бренды, но и в этом случае с поставками не все так просто: они тоже опасаются санкций и действуют осторожно. Также мы наблюдаем, что некоторые бренды думают об открытии компаний на территории стран СНГ, в частности в Казахстане, чтобы возобновить продажи, но это тоже ходьба по тонкому льду, никто не гарантирует, что такой способ не приведет к санкционным последствиям»,— поясняет эксперт.

Изменения спроса

Изменения с доступностью техники и финансовыми возможностями бизнеса повлияли на спрос на услуги лизинговых компаний. Потребность в замене оборудования и модернизации производственных мощностей остро ощущается у клиентов, рассказывает исполнительный директор Межрегиональной лизинговой компании (МЛК) Сергей Валтышев.

По его словам, спрос на лизинг в условиях импортозамещения вырос, но многие взяли паузу — отложили покупку оборудования до прояснения ситуации, а именно установления приемлемых ставок финансирования, восстановления логистических цепочек и т. п. «Растет интерес к покупке не единичных позиций имущества, а целых комплексов и производственных линий в различных секторах экономики»,— поясняет господин Валтышев.

О пересмотре планов корпоративных клиентов по обновлению оборудования говорят в компании «Уралбизнеслизинг». По словам исполнительного директора компании Ольги Макарихиной, на время были отложены крупные проекты с участием иностранных поставщиков.

«Но так как “Уралбизнеслизинг” сосредоточен в большей степени на розничном сегменте, например сельхозтоваропроизводителях, медицинских компаниях, отечественных производителях мебели и комплектующих, то у компании существенного падения не произошло. Конечно, сейчас ценообразование иное, чем в прошлом году: мы зависим от ключевой ставки. В нашем случае на работу больше влияет сокращение предложений техники, но это дополнительный повод для поиска новых партнеров и создания новых цепочек поставок»,— отмечает эксперт.

Бизнес выбирает более доступную теперь технику. Лилия Маркова говорит, что за последние два месяца произошло смещение спроса в сторону китайских брендов и автомобилей с пробегом. При этом на фоне снижения ключевой ставки рефинансирования в последние недели наблюдается увеличение интереса к приобретению транспорта в целом. Также набирает популярность возвратный лизинг — разновидность лизинга для клиентов с собственным автопарком. «Наименьшее падение спроса ощущается в сегменте грузового коммерческого транспорта и спецтехники. Отчасти это связано с началом строительного сезона и текущим курсом рубля, напрямую влияющим на цены импортной спецтехники. Наибольшее падение ощущается в сегменте легкового автотранспорта. Ситуация с легковым транспортом остается непростой в связи с дефицитом поставок»,— говорит представитель «Газпромбанк Автолизинг».

По словам Андрея Назарова, в первые недели марта практически весь бизнес в России замер, сделки, которые клиенты уже готовы были подписать, были заморожены, потому что мало у кого было понимание, чего ждать дальше. «Рынок начал приходить в движение примерно с середины апреля, и сейчас наиболее высокий спрос на то имущество, что еще осталось в наличии, компании стремятся пополнить или обновить парки, понимая, что в ближайшее время (ориентировочно до полугода) это сделать будет сложно: европейские и американские бренды из РФ ушли, а для азиатских компаний еще не выстроились логистические цепочки, по которым можно обеспечить тот поток поставок, который полностью удовлетворил бы текущий спрос»,— отмечает эксперт.

Перестройка бизнеса

В этих условиях лизинговым компаниям приходится перестраивать свою работу. В частности, по словам Лилии Марковой из «Газпромбанк Автолизинга», сейчас в первую очередь компании сосредоточены на поиске поставщиков техники в наличии, в том числе с пробегом и производства КНР и дальнейшей оптимизации бизнес-процессов. В «Уралбизнеслизинге» говорят, что активно формируют партнерские программы с поставщиками техники и договариваются о скидках на федеральном уровне, чтобы сделать предложения для хозяйствующих субъектов доступными.

Лизинговые компании, не дожидаясь дальнейших шагов от Центробанка, в индивидуальном порядке рассматривают предоставление финансирования по сниженным ставкам. Сложностей с получением финансирования от банков-партнеров они не наблюдают. «Любой из факторов (закрытие границ, проблемы с логистикой, сокращение предложения техники, ухудшение доступности финансов, падение спроса) влияет на бизнес. Финансы не стали менее доступные, а как раз наоборот. Сложности решаем путем переговоров, установления новых деловых связей, определения оптимальных поставщиков, поиска нового финансирования»,— отмечает Сергей Валтышев из МЛК.

Участники рынка видят перспективы его развития и в нынешних условиях, в первую очередь в финансировании б/у-техники. Спрос на нее со стороны бизнеса будет расти, так как она, как правило, есть в наличии и доступнее по цене. Однако, по словам господина Валтышева, на б/у-технику более дорогое финансирование со стороны банков, увеличивается стоимость страхования, требуется проверка работоспособности и правовой чистоты при покупке.

В целом компании стали активнее взаимодействовать с клиентами, чтобы выявлять их потребности и вместе находить возможности для поставки той или иной техники.

По словам Андрея Назарова, в целом лучше на рынке сейчас себя чувствуют лизинговые компании универсальные, у которых бизнес диверсифицирован. Это позволяет минимизировать риски. Кроме того, для сохранения надежности портфеля и дальнейшего развития компания актуализирует продуктовую линейку.

Подходы к клиенту

В лизинговых компаниях говорят, что пока не меняли политику по работе с клиентами. По словам Сергея Валтышева, традиционно в процессе отбора клиентов и оценки их платежеспособности одним из критериев была стабильность их положения на рынке даже при условии негативных воздействий.

«Как следствие текущий портфель лизинговой компании МЛК содержит клиентов с положительной платежеспособностью — ни один наш клиент не ушел в дефолт. В текущих условиях мы обращаем особое внимание на модель бизнеса клиента, насколько она учитывает изменившиеся условия в экономике. Главной стимулирующей акцией для клиентов в текущих условиях является изменение ключевой ставки, мы чувствуем рост запросов на лизинг с каждым ее снижением. Ожидаем также решение правительства Удмуртии о возможных мерах поддержки лизингополучателей»,— говорит исполнительный директор МЛК.

Также для сохранения лояльности клиентов лизинговые компании разрабатывают собственные меры поддержки для малого и среднего бизнеса. Изменилось поведение самих клиентов, так как в нынешних условиях они чувствуют себя по-разному. «Некоторые, напротив, видят для себя новые возможности в освобождающихся нишах в связи с уходом западных компаний. И для развития бизнеса им безотлагательно требуется пополнять автопарки»,— говорит Лилия Маркова из «Газпромбанк Автолизинга».

Поэтому компания пересмотрела условия по финансированию техники с пробегом, практически сняв все ограничения. Кроме того, запустили возвратный лизинг — возможность для предприятий использовать имеющуюся технику для привлечения оборотных средств на развитие их бизнеса.

Кроме того, компании развивают направление возвратного лизинга, то есть собственник продает имущество лизинговой компании, но продолжает им пользоваться, платя за его аренду. Это дает возможность предприятиям использовать имеющуюся технику для привлечения оборотных средств на развитие их бизнеса.

Планы по продажам лизинговые компании пока не пересматривают, ожидая стабилизации ситуации и выстраивания логистических цепочек. В условиях большого запроса на импортозамещение спрос на приобретение техники и оборудования будет сохраняться высоким. При этом компании рассчитывают на расширение мер поддержки для бизнеса, нуждающегося в обновлении материальной базы.

Источник:https://www.kommersant.ru/doc/5368492

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *