«Проблема рентабельности арендного бизнеса возникла задолго до 2022 года». Мнение директора «Рентал-Тех» | НААСТ

«Проблема рентабельности арендного бизнеса возникла задолго до 2022 года». Мнение директора «Рентал-Тех»

Олег Малаховский, директор компании «Рентал-Тех» и член правления НААСТ, в рамках онлайн-конференции Экскаватор Ру подробно рассказал о ситуации на рынке аренды. Среди главных изменений — значительное удорожание запчастей, кадровый дефицит и риск неплатежей на фоне моратория на исполнительное производство

«Рынок аренды очень инерционный»

Свой доклад Олег Малаховский начал с описания ситуации в 2021 и начале 2022 года:

— В 2021 году в среднем арендные компании по своей доходности сделали плюс 10% к итогам 2020 года. Январь 2022 года был таким же позитивным (с учётом скидки на сезонность), и ничего не предвещало негативных изменений.

Но уже в феврале 2022 произошли всем известные события, которые значительно отразились на взаимоотношениях арендных компаний и поставщиков (прежде всего, запасных частей и ГСМ), а также на цепочке «арендная компания–заказчик». Тем не менее, как отметил спикер, рынок аренды является довольно инерционным, так как большая часть арендодателей не являются сильно закредитованными. Дело в том, что даже при низких банковских и лизинговых ставках участники рынка не могут себе позволить брать большую долю парка в лизинг. Поэтому российские компании, имея технику в собственности, при возникновении каких-то катаклизмов занимают выжидательную позицию и очень осторожно вводят изменения (в том числе касающиеся поднятия цен).

Олег Малаховский, директор компании «Рентал-Тех» и член правления НААСТ
Олег Малаховский, директор компании «Рентал-Тех» и член правления НААСТ

Как уже изменились ставки аренды?

По словам Олега Малаховского, проблема рентабельности арендного бизнеса возникла задолго до февраля 2022 года:

— За последние 11 лет стоимость гусеничного экскаватора увеличилась в 4 раза. Ставка аренды за этот период выросла в лучшем случае в 2 раза. Как я говорил, рынок аренды очень инерционный, и несмотря на то, что пандемия началась в 2020 году, отрасль ощутила на себе проблемы только через полтора года, когда начал появляться реальный дефицит запасных частей и ГСМ.

Говоря о ситуации в 2022 году, специалист выделил две категории арендных компаний: те, у кого высокая закредитованность, готовы работать за любые деньги, чтобы иметь возможность платить по кредитам и лизинговым сделкам; вторая группа, оказавшаяся в меньшинстве, решила работать дорого. «Мы приняли второе решение. В связи с этим загрузка нашего парка уменьшилась», — поделился информацией спикер.

По словам представителя компании «Рентал-Тех», среди заказчиков есть те, кто до сих пор не осознал реального положения дел. Кроме этого, затягивание различных процессов происходит вследствие того, что арендаторам необходимо согласовывать изменение условий договора со своими генпродрядчиками.

За последние 11 лет ставки аренды увеличились не более чем в 2 раза

Что и в какой мере должно влиять на арендные ставки?

Олег Малаховский назвал основные факторы, которые необходимо учитывать при формировании арендных ставок:

  • Произошло увеличение стоимости запасных частей и расходных материалов на 30–100%. Уже только это должно повлечь за собой рост ставок на 5–25%.
  • С середины прошлого года участники рынка столкнулись с дефицитом кадров — сегодня на рынке недостаточно высококлассных машинистов и обслуживающего персонала. Это привело к увеличению расходов на ФОТ примерно на 20–30% (с учётом инфляции и кадрового дефицита). Если переложить это на арендную ставку, можно говорить о необходимости её увеличения ещё на 10–15%.
  • Увеличение амортизационных расходов. Арендодатели должны предположить, как изменятся затраты на обновление парка с учётом нарушения логистических цепочек и других факторов.

«Можно сделать вывод, что увеличение ставок аренды неминуемо произойдёт, но на практике всё будет зависеть непосредственно от самих игроков на рынке», — резюмировал спикер.

С середины прошлого года участники рынка столкнулись с дефицитом кадров

Обновление автопарка в кризисные периоды

Далее представитель «Рентал-Тех» поделился некоторыми своими интересными наблюдениями:

  • Начиная с марта компании, у которых есть собственные денежные средства, начали скупать технику у тех, кому эти денежные средства сейчас очень нужны. В целом, такое происходит во время любого кризиса.
  • Перепродажа договоров лизинга. Если ранее можно было говорить о переуступке, то на протяжении нескольких предыдущих месяцев наблюдалась в том числе перепродажа самого договора лизинга. Дело в том, что ценность представляют сами лизинговые ставки, а также цены, по которым эта техника была приобретена у поставщика один или два года назад.
  • В кризисные периоды в основном избавляются от неликвида, что само по себе является обновлением парка.
На рынке возникла тенденция по перепродаже договоров лизинга

С какими проблемами сталкиваются арендные компании?

Во-первых, на рынке возникла проблема взаимоотношений с поставщиками запасных частей. Рассказывает Олег Малаховский:

— К сожалению, независимо от формы собственности и размера, поставщики ведут себя совсем не по-партнёрски. Необоснованное взвинчивание цен, расторжение договоров на предоставление отсрочек в одностороннем порядке и, соответственно, перекладывание всех рисков на арендную компанию. У ряда покупателей доходили руки, чтобы подать заявление в суд, и после этого ситуация выравнивалась. Мне кажется, это цивилизованный путь, чтобы договора не разрывались в одностороннем порядке.

Источник: https://exkavator.ru/main/news/inf_news/142637_problema_rentabelnosti_arendnogo_biznesa_voznikla_zadolgo_do_2022_goda_mnenie_direktora_rental-teh.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *