Автор статьи: Александр Лаевский, руководитель арендной компании “Беринапрокат”
Чем дальше рынок демонстрирует движение «вверх по лестнице, ведущей вниз», тем меньше остаётся возможностей спрогнозировать перспективы, особенно с дальним горизонтом планирования бизнес-процессов. Что же является непреложными элементами стратегии выживания компании в этот непростой период, совокупностью стратегических и тактических действий, позволяющих сохранить компанию до неизбежного времени роста?
Прежде всего собственнику или топ-менеджеру требуется держать себя в руках. Уверенность руководителя — это залог разумных действий его подчинённых, уравновешенный директор — гарантия благоприятного исхода сделки для клиента.
Сейчас пришло время «резать косты», то есть снижать себестоимость ведения бизнеса всеми возможными, подчас непопулярными способами. Неизбежны увольнения слабейших звеньев команды. Придётся увеличить количество рабочих часов и расширить функционал оставшихся сотрудников за ту же зарплату. Наиболее перспективным и активным тружениками напротив можно точечно повысить ставку для мотивации остальных.
Что касается арендного парка, то, по результатам тщательного анализа, необходимо избавиться от неперспективной техники (чрезмерно изношенной, либо не соответствующей новой структуре спроса). Гибкость и способность отказаться от стереотипов, сделает бизнес более устойчивым и повысит шансы на выживание.
В период кризиса нужно сфокусироваться на слабых местах. Конкретика здесь неуместна, каждый собственник знает свой бизнес гораздо лучше остальных и в советах не нуждается.
Сегодня пришло время формировать резервы. На мой взгляд, сейчас мы вынуждены ждать благоприятной конъюнктуры, но ожидание — процесс сам по себе затратный. Поэтому рационально хеджировать риски, сохраняя часть капитала в кеше, стремясь к неснижаемому остатку, достаточному для существования компании в течение 3-5 месяцев при перебоях с клиентами.
Процесс обновления парка стоит производить предельно аккуратно. Веерное обновление в данный момент неосмотрительно и чересчур затратно. К тому же в условиях внешней неопределённости неизвестно, какие производители уйдут с рынка, а какие останутся, трудности с поставками определённых номенклатур могут продлиться долго, а могут и быстро закончиться. Заявления компаний об уходе с рынка также не всегда подтверждались на практике. Поэтому вкладываться в обновление техники имеет смысл крайне точечно и только при удобном случае — мы не должны становиться заложниками компаний-поставщиков.
В данный момент нельзя кредитоваться без крайней необходимости. В условиях кризиса брать меньше, чтобы потом отдать больше — шаг, который при определённых обстоятельствах может стать фатальным для всего бизнеса.
Время требует от нас быть максимально адаптивными. Потребители меняют модель поведения, и мы, будучи клиентским бизнесом, вынуждены подстраиваться под них. Высказывание о том, что «кризис — время возможностей» относится преимущественно к биржевым спекуляциям, и к нашему сегменту аренды строительных инструментов и механизмов никакого отношения не имеет.
Сейчас имеет смысл «умерить аппетиты»: открытие новых депо, как и расширение на другие локации без хорошей финансовой подушки, чреваты разорением. Сегодня даже поглощение или покупка готового бизнеса с хорошим дисконтом могут оказаться выгоднее органического роста. Но в поисках разоряющихся конкурентов не стоит забывать, что «на каждого хищника найдётся свой хищник крупнее», и стратегия взаимопомощи в кризис для всех оказывается выгоднее, чем агрессивные слияния и поглощения.
И последнее: спад не время для иллюзий. Сегодня точно не стоит экспериментировать с сомнительными предложениями, например, «шерингом», вероятно, адекватной моделью для других бизнесов, в том числе и арендных, но не для нашего. Электронные агрегаторы запросов не в состоянии учесть нашей специфики: обязателен высококлассный специалист, который и поможет арендатору с выбором нужного оборудования под клиентскую задачу, и научит как с этой техникой грамотно работать. В противном случае высок риск получить негатив в адрес сервиса, разочарованного клиента, который уже никогда не станет для нас постоянным, отвратительные отзывы в интернете и, в целом, снижение репутационного потенциала компании. Ну и, главное, потерю времени как основного невосполнимого ресурса.
Давайте попробуем сделать выводы:
- Прежде всего не стоит отчаиваться, за любой рецессией следует подъём, после наиболее глубоких депрессий возникают фазы взрывного роста.
- В ожидании лучших времён не стоит предпринимать резких шагов — сейчас рынок хрупок и нестабилен, эксперименты (например, сдавать без залога, или ослабить безопасность) могут стоить слишком дорого.
- Я убеждён, что сегодня как никогда время быть вместе, пользоваться эффектом синергии, чтобы выжить и продолжать создавать цивилизованный и безопасный рынок аренды — это в наших общих интересах.
- Сейчас пришло время обмена опытом (как позитивным, так и негативным), время обмена информацией (о недобросовестных контрагентах, например), время доверия друг к другу и взаимодействия ради выживания всех нас и каждого из нас.
Добавить комментарий