Достигнув пика в 2021 году, мировой рынок строительной техники просел в 2022 году из-за обвала спроса в Китае, а в 2023 году он снова снизится, поскольку последствия инфляции и повышения процентных ставок сказываются на всё в мире. Хотя падение спроса никогда не бывает хорошей новостью, объемы останутся на исторически высоком уровне, и замедление может дать рынку шанс перезагрузиться после двух безумных лет, когда предложение сильно отставало от спроса со стороны клиентов.
Нижняя точка пандемии
Недавний минимум продаж строительной техники пришелся на середину 2020 года в начале глобальной пандемии, после чего продажи резко восстановились. Этот рост не ослабевал в течение 2021 года на всех основных рынках, кроме Китая. Это привело к тому, что глобальные продажи строительной техники выросли на 11 % в 2021 году до рекордного уровня в 1,28 миллиона единиц, что на 125 000 машин больше, чем в предыдущем году.
Этот рост произошел, несмотря на скромный спад в Китае, пик которого пришелся на 2020 год в ответ на расходы на стимулирование. Рост в мире, исключая Китай, в 2021 году составил 20 %.
В 2021 году было три основных фактора. Во-первых, чрезвычайно низкие процентные ставки, которые были введены в начале пандемии, оказали сильное положительное влияние на рынок жилого строительства.
Во-вторых, это стимулирующие расходы и другие инвестиции в инфраструктуру со стороны правительств по всему миру. Хотя вопрос о том, в какой степени эти планы содержали действительно новые проекты, и в какой степени деятельность развернулась в 2021 году, является спорным, одного только объявления о планах было достаточно, чтобы убедить подрядчиков и арендные компании в том, что впереди ждет надежный поток работ. Это, в свою очередь, придало им уверенности в необходимости вкладывать средства в новое оборудование.
В-третьих, это высокие цены на сырьевые товары, которые развивались с конца 2020 года и с тех пор поднялись до еще более высокого уровня из-за экономических последствий кризиса в Украину. Высокие цены побуждают страны-производители сырьевых товаров инвестировать в свой парк — либо для обновления стареющих машин, либо для увеличения производства и получения выгоды от более высоких цен на производимые ими материалы.
Однако все эти положительные факторы привели к тому, что спрос на оборудование превысил уровень, который отрасль могла бы удовлетворить в 2021 году. Во второй половине 2020 года производство строительной техники возобновлялось медленно из-за проблем с поставками компонентов, а также длины и сложности цепочек поставок. Как широко сообщалось, эта проблема отнюдь не ограничивалась строительной техникой — это явление коснулось почти всех промышленных товаров.
Проблемы цепочки поставок
Эти проблемы усугублялись проблемами в глобальных сегментах судоходства, транспорта и логистики. Это привело не только к задержкам доставки, но и к нехватке транспортных мощностей, что привело к резкому росту цен. Проблема двоякая. Производители полагаются на транспортные сети для доставки компонентов, необходимых для создания продуктов. Затем им нужны те же самые сети, чтобы доставлять продукты клиентам.
Опять же, это затронуло многие виды промышленных товаров, и сегмент строительного оборудования не стал исключением. Сроки изготовления новых машин остаются чрезвычайно долгими, а цены продолжают расти, поскольку производители перекладывают увеличение себестоимости на клиентов.
Прогноз на 2023 год
Положительные моменты, которые подняли спрос на новые максимумы в 2021 году, теперь в какой-то степени возвращаются, чтобы “укусить” нас. Продажи в Китае были чрезвычайно высокими в 2020 и 2021 годах благодаря расходам на стимулирование, но рынок рухнул в 2022 году.
В прошлом году китайское правительство объявило о дополнительных стимулах, чтобы попытаться дать толчок своей экономике, но проблемы, с которыми сталкивается сегмент строительной техники, вряд ли будут решены за счет этого. Сектору недвижимости нужно время, чтобы реструктурировать свои долги и цены на недвижимость снова начали расти. Даже когда это произойдет, большое количество новых машин на рынке после стимулирования 2020-21 годов будет препятствием для новых продаж.
В других странах мира 2022 год, вероятно, станет пиковым годом после стимулирования, а продажи оборудования упадут в 2023 году. В любое другое время встречный ветер высокой инфляции и резкого роста процентных ставок вызвал бы крах, но Off-Highway Research считает, что есть основания надеяться на “мягкую посадку”.
На основных рынках, таких как Европа и Северная Америка, высокий спрос и длительные сроки поставки в течение последних двух лет означали, что пик 2021 года продлился до 2022 года, и теперь, похоже, он продолжится до 2023 года.
Предостережение
Все это, конечно, идет с оговоркой, что мы живем в странные и непредсказуемые времена. Кризис в Европе, высокая глобальная инфляция и резкое повышение процентных ставок после 13 лет почти бесплатных денег — все это произошло в 2022 году. Их влияние будет продолжать сказываться в этом году, и кто знает, что будет за следующим поворотом.
Таким образом, хотя Off-Highway Research прогнозирует хорошие продажи оборудования в 2023 году, это может быть пересмотрено с изменением экономических и геополитических факторов.
Автор статьи: Крис Слейт
Крис Слейт, один из ведущих мировых авторитетов в области глобальных рынков строительной техники, имеет диплом с отличием в области гражданского строительства и работал редактором журналов KHL Group International Construction и Construction Europe. После приобретения KHL Group компании Off-Highway Research в 2015 году он перешел в бизнес по анализу рынка, прогнозированию и консультированию по вопросам управления.
Добавить комментарий