Материал информационного партнёра НААСТ – Экскаватор ру
Китайская техника максимально стремится занять российский рынок, что демонстрируют объёмы импорта по итогам всего 2023 года
Последние 2 года интерес к аналитике рынка возрос в разы, и это объясняется не только уходом основных поставщиков из ныне недружественных стран, но и самой структурой, которая на исходе второго года проведения СВО также начала меняться.
Несмотря на то, что и до 2022 года на ведущих позициях в импорте фронтальных погрузчиков находилась китайская техника, текущие изменения привели практически к полному доминированию компаний из Поднебесной в рассматриваемом сегменте. При этом доли ввоза в Россию фронтальных погрузчиков изменились по типам техники.
Наиболее популярный сегмент средних фронтальных погрузчиков показал отрицательные значения в 2023 году: объёмы импорта сократились на 7,1%. Это привело и к снижению доли, т.к. сегменты малых и тяжёлых колёсных погрузчиков выросли на 10,1% и 111% соответственно по отношению к импортным значениям 2022 года.
Рассмотрим сегмент средних колёсных погрузчиков более подробно.
Импорт фронтальных колёсных погрузчиков в Россию по видам в январе–декабре 2023 года, %.
Общая динамика импорта средних колёсных погрузчиков носила волнообразный характер. Прогнозируемый спад в ковидный 2020 год сменился резким ростом уже в следующем 2021 году. Примечательно, что начало СВО, с точки зрения анализа количественных показателей ввоза рассматриваемых машин, слабо отразилось на импортной составляющей рынка. В общей динамике в апреле–мае не выявлено кратных падений (по сравнению с большинством других отраслей машиностроения), а уже в середине года компании-импортёры значительно нарастили объёмы ввоза. С сентября по декабрь 2023 года в Россию ежемесячно ввозилось не менее 1 тыс. единиц продукции, а в октябре и вовсе было зафиксировано пиковое значение импорта в 1 531 единицу техники. По мнению участников рынка, это не могло не сказаться на поставках уже в 2023 году. Если в первой половине 2023 года мы могли наблюдать положительную динамику, то с июля среднемесячные объёмы импорта сократились вдвое. Общий спад показателей ввоза в 2023 году составил 7,1%.
Динамика импорта средних колёсных погрузчиков в Россию в 2019–2023 гг., шт.
Марочная структура в верхней части рейтинга сегмента средних колёсных погрузчиков, учитывая общую специфику и географию поставок, практически не изменилась даже в сравнении с 2021 годом. Как и в 2021 году, лидирует LGCE (до 2022 года — SDLG). По сравнению уже с 2022 годом китайский производитель увеличил объёмы поставок на 38%. Лидер 2022 года XCMG, напротив, на 33% снизил объёмы импорта, что отодвинуло марку на третью позицию в рейтинге. Доля сократилась с 22 до 16%. Впервые на второе место поднялась марка Lonking, заняв почти пятую часть рынка в 2023 году. Схожие темпы прироста у LiuGong. Далее уже с большим отставанием идёт Lovol. Марка по итогам 2023 года поставила в Россию на 21% средних колёсных погрузчиков меньше, чем в аналогичном периоде 2022 года.
Всего в сегменте средних колёсных погрузчиков за 2023 год было ввезено 87 различных марок техники, из которых 81 — китайского происхождения. А общая доля Китая достигла своего максимума в 99,22%. Кроме единичных поставок техники из недружественных стран, обратим внимание на Южнокорейские Hyundai и Doosan, растаможившие за год 44 погрузчика среднего класса.
Импорт средних колёсных погрузчиков в Россию по маркам в январе-декабре 2023 года, %.
Цена техники, учитывая общее состояние рынка, является важной составляющей анализа. Возьмём для сравнения несколько популярных в 2023 году погрузчиков среднего класса.
Одной из наиболее популярных моделей является LGCE LG933L. Среднетаможенная стоимость данной машины составляет 2,3 млн рублей. Пиковыми значениями можно отметить поставки с апреля по июль, когда цена доходила до 2,6 млн рублей. Наименьшая стоимость пришлась на начало 2023 года. Если сравнить январь и декабрь, то мы можем наблюдать даже небольшое падение в 2%.
LiuGong CLG835H является аналогичным LGCE LG933L по грузоподъёмным характеристикам, но с чуть менее мощным двигателем. Среднетаможенная стоимость LiuGong CLG835H в 2023 году составила 2,4 млн рублей. Отметим, что в течение всего года цена изменялась волнообразно: от 2 млн рублей в апреле до 2,9 млн рублей в октябре. При этом её рост в декабре 2023 года относительно января составил 14%.
Ещё один «одноклассник» представленных выше моделей средних колёсных погрузчиков — Lonking LG833N. Модель является наиболее доступной по цене. В анализируемом периоде её средетаможенная стоимость находилась на уровне 2 млн рублей, и это несмотря на то, что цена в декабре 2023 года стала на 28% выше, чем в январе.
Главный вывод, который читался ещё в 2022 году: китайская техника максимально стремится занять российский рынок, что показывают и объёмы импорта по итогам всего 2023 года. Принципиальных изменений среди ведущих производителей не наблюдается в основном по причине того, что и до февраля 2022 года этот рынок на 85–90% состоял из представителей Поднебесной. Падение рубля иностранные производители пытались нивелировать снижением контрактной цены в валюте, иначе рост базовой таможенной стоимости был бы ещё выше. Кроме того, до 95% платежей теперь осуществляются в китайских юанях.
Автор: Андрей Ловков,
коммерческий директор ID-Marketing
Добавить комментарий