Лизинг строительной техники в России: динамика за 2022-2024 годы и перспективы | НААСТ

Лизинг строительной техники в России: динамика за 2022-2024 годы и перспективы

Денис Федотов, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами, ФКМ Лизинг, рассказал в интервью о том, какие изменения произошли на лизинговом рынке, что происходит в сегменте строительной техники и чего ждать в 2025 году.

С 2024 года ФКМ Лизинг является официальным партнёром НП “НААСТ”

Охарактеризуйте ситуацию на рынке лизинга в 2024 году?

Денис Федотов, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами, ФКМ Лизинг

Для начала предлагаю вспомнить, каким был 2023 год. Объем нового бизнеса в 2023 году составил 3,6 трлн руб., что стало рекордным для лизинговой отрасли. Колоссальный рост рынка на 81% по сравнению с 2022 г. был обусловлен несколькими факторами. Прежде всего это отложенный спрос, сформированный в дефицитном 2022 году, когда европейской техники уже стало значительно меньше, а китайской техники в достаточном объеме еще не было. Также в 2023 году активно налаживалась альтернативная бизнес-инфраструктура: формировались каналы параллельного импорта, европейские производители замещались китайскими, трансграничные переводы осуществлялись относительно легко. Кроме того, активно развивались инфраструктурные проекты, которые стимулировали общий экономический рост.

На такой позитивной волне мы вошли в 2024 год, первая половина которого также была достаточно хорошей. По итогам первого полугодия 2024 года рынок показал сопоставимые результаты год к году и составил 1,48 трлн рублей (–1%). Большинство экспертов предполагали, что после нескольких повышений ключевой ставки в 2023 году с 7,5% до 16% с середины 2024 года ключевая ставка начнет снижаться, рынок продолжит укрепляться и даже пойдет в еще больший рост.  

Но ЦБ РФ продолжил повышение ключевой ставки, которая уже в ноябре достигла отметки в 21%. В какой-то мере это возымело обратный эффект, и клиенты, опасаясь еще более неприятного сценария в дальнейшем, стали активно заключать договоры лизинга.

Так, по результатам 9 месяцев 2024 года объем нового бизнеса составил 2,63 трлн рублей, что на 6% превышает уровень аналогичного периода прошлого года. Причиной такой динамики в том числе стали крупные корпоративные сделки отдельных игроков с железнодорожным транспортом и недвижимостью. Без учета указанных сделок динамика объема нового бизнеса за 9м2024 к аналогичному периоду 2023‑го была бы отрицательной (–7%).

Основное снижение пришлось на грузовые автомобили (–90 млрд рублей, или –11%) и строительную технику (-69 млрд рублей, или –18%). Снижение темпов роста нового бизнеса с грузовым автотранспортом отражает значительную степень реализации отложенного спроса в 2023 году и неблагоприятную экономическую конъюнктуру 2024‑го в связи с продолжающимся увеличением цен и высокой стоимостью лизинговых услуг. Объем продаж новых грузовых автомобилей по итогам 9м2024 снизился на 12% относительно аналогичного периода прошлого года.

В качестве факторов, влияющих на отрицательную динамику показателей, прежде всего можно выделить:

– денежно-кредитную политику Центробанка. Так, с июня 2023 года ключевая ставка была повышена 8 раз – с 7,5% до 21%;

– волатильность курса рубля и рост курса основных валют (юань, доллар, евро), что непосредственно влияет на стоимость предметов лизинга;

– увеличение утилизационного сбора;

– рост доли проблемных активов.

А что происходит в сегменте строительной техники?

Важно отметить, что начиная с 2022 года мы наблюдаем за трансформацией рынка строительной техники: уход привычных всем европейских брендов, активное наполнение российского рынка китайскими производителями. В 2023-м объем китайской дорожно-строительной техники прирос почти на 55%, в то время как отечественная техника прибавила около 15%.

В настоящее время участники рынка отмечают стагнацию спроса и не ждут роста объемов нового бизнеса по итогам 2024 года. Важным фактором замедления стало удовлетворение части спроса российских компаний по обновлению парков автотранспорта и спецтехники еще в 2023 году. Кроме того, продажи строительной техники замедлились в силу затоваривания дилерских складов. Сегмент жилищного строительства также существенно снизил потенциал из-за высокой ключевой ставки и изменений условий по льготной ипотеке.

Так, по итогам 9 месяцев 2024 года рынок строительной и дорожно-строительной техники составил 318 млрд руб. против 387 млрд руб. в 2023 году, продемонстрировав падение на 18%.

По данным Росспецмаша, в количественном выражении в январе — августе снизились отгрузки экскаваторов (на 43,5%), кранов-трубоукладчиков (на 36%), автокранов (на 28%), автогрейдеров (на 19,5%), дорожных катков (на 12%), мини-погрузчиков (на 5%).

В то же время продажи некоторых других сегментов выросли: отгрузки фронтальных погрузчиков — на 62%, гусеничных бульдозеров — на 27%, кранов-манипуляторов — на 4%, телескопических погрузчиков увеличились на 68%, экскаваторов-погрузчиков — на 96%.

Очевидно, что сегмент ДСТ следует за общим трендом всей лизинговой отрасли и понемногу замедляется. Помимо общих проблем, таких как рост ключевой ставки, ослабление национальной валюты и т.п., есть и специфические факторы, которые осложняют работу.

Например, это касается правил оплаты работ на инфраструктурных проектах, когда застройщики выполняют работы в этом году, а оплата будет получена в 2025 году. Возникает риск кассовых разрывов, митигировать который весьма сложно, так как стоимость кредитования на период кассового разрыва может съесть всю маржинальность проекта.

Какие изменения произошли на лизинговом рынке? С какими сложностями сталкиваются лизинговые компании?

Прежде всего изменился так называемый горизонт планирования и повысился уровень турбулентности бизнеса.

Многие проекты требуют глубокой проработки, структурирования поставок и оплат. Но большое количество переменных, таких как ставка финансирования, курс валюты, возможность/невозможность трансграничных денежных переводов, заставляет клиентов постоянно вносить корректировки в проект, переносить сроки реализации или вовсе отменять закупки. Есть, впрочем, и положительные моменты. В такой сложной и переменчивой бизнес-среде приходится проявлять гибкость и умение управлять изменениями. Взаимодействие с клиентом становится более тесным, более интенсивным и, я бы сказал, более индивидуальным. Многие клиенты это ценят и видят в этом добавочную стоимость.

На рынке растет объем досрочно расторгаемых договоров: лизингодатели изымают имущество у неплатежеспособных клиентов для последующей его реализации в рынок или повторной сдачи в аренду. При этом лизингодатели отмечают, что даже высоколиквидное изъятое имущество в 2024-м стало продаваться на вторичном рынке хуже, чем в прошлом году, и это приводит к увеличению срока реализации и дисконта по такому имуществу. 

Помимо макроэкономических и геополитических факторов на ситуацию повлиял тот факт, что в 2023 году лизинговые компании повысили свои риск-аппетиты и массово входили в проекты с нулевым или минимальным авансом.

На фоне возникающих финансовых трудностей лизингополучатели проще расстаются с имуществом, приобретенным с нулевым авансом. А это, в свою очередь, напрямую влияет на финансовый результат сделки.

Чего ждать в 2025 году?

Многое будет зависеть от денежно-кредитной политики Центробанка и мер по борьбе с инфляцией, которые будут приняты. Волатильность, которую продемонстрировал рубль 27 ноября 2024 года, добавляет аргументов в пользу ужесточения мер ЦБ РФ, и эксперты допускают дальнейшее повышение ключевой ставки. Соответственно, есть все основания предполагать, что охлаждение рынка будет продолжаться.

Лизинговые компании пересмотрят (многие уже пересмотрели) свои риск-аппетиты с целью минимизации количества дефолтов со стороны клиентов.

Думаю, мы увидим:

– более консервативный подход к одобрению потенциальных лизингополучателей;

– иное структурирование сделок: уход от нулевых или минимальных авансов;

– более внимательное отношение к финансируемым активам с точки зрения их ликвидности и стоимости.

По нашим оценкам, в 2025 году объем рынка в лучшем случае будет сопоставим с показателями 2024 года, но, возможно, будет падение на 10–20%. Возврат рынка к росту прогнозируется в перспективе 2026-го или 2027 годов. 

В 2023 году вы провели ребрендинг компании — из ДЛЛ Лизинг в ФКМ лизинг.  Как Вы оцениваете результаты работы вашей компании за этот период?

В целом, мы достаточно позитивно оцениваем результаты, которые достигла наша команда после ребрендинга.

По итогам 9 месяцев 2024 года мы вошли в топ-30 лизинговых компаний по объемам нового бизнеса (рэнкинг «Эксперт РА»). Результаты 2024 года будут понятны в конце года.

Но, помимо этого, есть качественные результаты, которыми мы можем гордиться. Мы сформировали сильный отдел продаж, который покрывает основные регионы России. При его создании мы делали упор на индустриальную экспертность. Это ставит нас на ступень выше при общении как с поставщиками, так и с лизингополучателями, поскольку наши продавцы могут не только проконсультировать по вопросам финансирования, но и обсудить технические характеристики предмета лизинга (будь то трактор или медицинское оборудование), в том числе дать свои рекомендации.

Кроме того, мы достигли больших результатов в цифровизации и автоматизации наших бизнес-процессов, что в текущей реальности нельзя обойти стороной, так как это вопрос эффективности любой компании.

Опишите стратегию развития вашей компании в среднесрочной перспективе. Какие направления будут приоритетными?

Без сомнения, в настоящее время лизинг – это единственно доступный и простой инструмент для обновления основных средств и развития бизнеса. Скорость, простота и удобство оформления лизинга не подлежат обсуждению. А значит, ближайшие годы мы будем продолжать работать, следовать за рынком и потребностями клиентов.

Часть нашей стратегии заключается в повышении индустриальной экспертности и в развитии сотрудничества с выбранными партнерами.

Дело в том, что ФКМ-лизинг не является универсальной лизинговой компанией, которая финансирует всё и всем. Мы выбрали для себя путь индустриализации, где в определенных отраслях и совместно с определенными производителями и дилерами мы будем создавать конкурентные продукты и решения.

Это прежде всего обусловлено нашим опытом, накопленным за предыдущие 22 года, когда наша компания была лидером вендорных программ на рынке России. Мы стали основоположниками таких вендорных программ, как Haulotte Financial Services, JLG Finance, Manitou Finance, Manitowoc Finance, CNH Capital, Agco Finance и многих других. В 2022 году большинство этих производителей покинули российский рынок, но у нас остались опыт и навыки реализации, понимание успешности данной модели. И, самое главное, остались дилеры и клиенты, которые помнят, насколько эффективно работали такие программы, и хотят, чтобы такие финансовые продукты снова были на рынке.

Мы уже запустили совместные программы с определенными производителями сельскохозяйственной техники, где лизингополучатели могут воспользоваться субсидиями, сезонными графиками или отсрочкой платежа.

В 2025 году мы планируем запустить совместные программы с некоторыми дилерами подъемного оборудования, что позволит сделать лизинг подъемников более доступным для арендных компаний.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *