Рубль укрепился — спецтехника подешевела. Надолго ли этот тренд? | НААСТ

Рубль укрепился — спецтехника подешевела. Надолго ли этот тренд?

Материал информационного партнёра НААСТ – Экскаватор Ру

В первом квартале 2025-го российский рубль значительно укрепился и цены на спецтехнику, кажется, поползли вниз. Мы задали официальным поставщикам машин и оборудования 4 вопроса о ценовой политике, чтобы попытаться понять: что будет с ценами дальше и надолго ли с нами этот нисходящий тренд.

  • Как укрепление рубля повлияло на стоимость импортных машин?
  • Как курс валют сказывается на стоимости логистики, и подешевела ли логистика в 2025 году?
  • Какова сегодня ситуация со складскими запасами спецтехники на территории России и как данный фактор сказывается на ценовой политике дилеров?
  • Какие ещё факторы вынуждены учитывать дилеры при формировании цен на технику?

Официальное представительство SANY в России

Антон Николаев, директор по развитию официального представительства SANY в России
Антон Николаев, директор по развитию официального представительства SANY в России

— В первом квартале 2025 года российский рубль укрепился более чем на 15%. Это в большей степени связано с благоприятными геополитическими новостями, что создаёт оптимистичный фон для бизнеса.

Цена нашей техники привязана к китайскому юаню, и мы предлагаем её российским покупателям по курсу Центрального банка РФ на день оплаты. В результате укрепления российской валюты рублёвая цена на нашу технику снизилась. И это действительно поддержало наши продажи в первом квартале 2025 года, так как в условиях высокой ставки ЦБ РФ объём сделок через лизинговые компании снизился до минимальных значений и сейчас в основном продажи происходят либо со 100-процентной предоплатой, либо с использованием механизма рассрочек.

Многие другие импортёры также снизили рублёвые цены на технику вслед за укреплением курса рубля.

Когда речь идёт о международной логистике, где значительную роль при формировании цен также играет валютная составляющая, мы опять видим снижение рублёвой стоимости услуг. Однако стоит отметить, что на снижение стоимости логистики сегодня в большей степени влияет переизбыток свободных мощностей для перевозок, что связано с общим снижением объёмов отгрузок. Это создаёт условия для конкурентного снижения цен, особенно в сегменте автомобильного транспорта, где мы фиксируем небольшое падение цен на внутреннем рынке.

В 2024 году мы уже понимали, что снижение спроса на спецтехнику приведёт к затовариванию складов импортёров. И в связи с этим начали принимать меры по оптимизации наших складских запасов с середины 2024 года. На сегодняшний день количество техники на наших складах в России имеет срок оборачиваемости 3–4 месяца, что для нас вполне приемлемо. Это позволяет нам эффективно удовлетворять спрос на российском рынке и своевременно поставлять новую технику с наших заводов.

В то же время у части российских импортёров наблюдается значительное затоваривание складов. Это привело к тому, что уже в первом квартале 2025-го они существенно снизили цены на технику, создав ценовое давление на весь рынок. Такое снижение цен заставляет других участников рынка, в том числе и нас, пересматривать свои стратегии.

В целом на формирование цены влияет много факторов. Помимо уже упомянутых колебаний курсов валют, затрат на логистику, переизбытка товара на складах, цен и предложений конкурентов, на цены влияют сезонность продуктов, размер утильсбора, стоимость заёмных ресурсов, общая экономическая обстановка в стране, включая уровень инфляции и покупательную способность населения. Так, с 1 января 2025 года увеличился размер утилизационного сбора на определённые типы строительной техники, а вместе с ним выросла стоимость тех машин, которые были растаможены после этой даты.

ООО «ВЕРТЕКС» (официальный дилер мировых брендов подъёмного оборудования)

Андрей Галицкий, руководитель отдела продаж ООО «ВЕРТЕКС»
Андрей Галицкий, руководитель отдела продаж ООО «ВЕРТЕКС»

— Укрепление рубля, безусловно, повлияло на стоимость спецтехники: в рублях она стала дешевле. Рынок оживает, и с точки зрения продаж всё стабилизируется. Курс рубля подогревает рынок. Однако есть и обратная сторона у этой медали — возникла огромная проблема у дилеров, которые рассчитались с производителями по высокому курсу. Им продавать товар сейчас сложнее всего.

Логистика также стала дешевле, чем зимой, но мы это связываем, во-первых, с сезонным охлаждением рынка, во-вторых, со снижением спроса на перевозки.

В настоящее время склады переполнены у всех дилеров и производителей. Борьба идёт за каждого клиента, и цены, безусловно, падают. Производители снижают цены для дилеров, дилеры — для конечных клиентов. Уверен, что большую часть года все продавцы спецтехники будут работать в условиях очень низкой маржи.

У каждого дилера и производителя есть сильные и слабые стороны. Если говорить о факторах, которые формируют цену, то это качество продукта, условия гарантии, отсрочка платежа или другие специальные условия оплаты. Бренд также имеет значение.

ООО «Технотрейд»(официальный дистрибьютор SINOMACH и SADIN в России):

Артём Дрозд, руководитель отдела продаж коммунальной и дорожно-строительной техники ООО «Технотрейд»
Артём Дрозд, руководитель отдела продаж коммунальной и дорожно-строительной техники ООО «Технотрейд»

— Укрепление рубля в первом квартале 2025 года действительно оказало влияние на стоимость импортной спецтехники. Однако это влияние оказалось ограниченным: техника из складских остатков в цене практически не изменилась. Более заметные корректировки произошли в поставках под заказ — за счёт пересчёта контрактов по более выгодному курсу. Тем не менее большинство импортёров по-прежнему учитывают валютные риски, и значительного падения цен на широком рынке мы не наблюдаем.

Снижение курса юаня почти на 20% также не привело к удешевлению логистики. Стоимость перевозки в рублях осталась прежней, что объясняется работой импортёров по фиксированным ставкам и долгосрочным контрактам с транспортными компаниями. В условиях высокой загрузки складов и стабильного потока поставок из Китая логистическая составляющая ценообразования существенных изменений не претерпела.

У многих дилеров сейчас образовался избыток складских запасов техники не только 2024 года выпуска, но и 2023-го. Это создаёт давление на ценообразование и стимулирует рост конкуренции. Дилеры предлагают различные бонусные опции: расширенные сервисные пакеты, обучение операторов, дополнительные комплектующие. Иногда используются нестандартные подходы, включая туристические предложения или кросс-промо с другими сегментами.

На фоне высокой ключевой ставки лизинговые программы работают менее эффективно. Кроме того, дилеры сталкиваются с ростом внутренних затрат: повышением стоимости найма и удержания квалифицированного персонала, ростом расходов на сервисную инфраструктуру, необходимостью конкурентной поддержки продаж.

Давление на цены оказывают частные и неофициальные продавцы, предлагающие технику по каналам параллельного импорта. Как правило, такие предложения ограничены по объёму, не сопровождаются гарантийной и сервисной поддержкой, но оказывают влияние на восприятие ценовой планки среди покупателей.

В этих условиях на первый план всё чаще выходит надёжность техники и уверенность в её сервисной поддержке. Это особенно важно в регионах, где простои техники недопустимы.

А как ситуация на классифайдах?

Мы сравнили динамику цен на несколько моделей спецтехники (из числа тех, по которым у нас были данные за декабрь 2024-го). Анализ показал, что поставщики китайской и корейской техники, которые приняли решение о корректировке стоимости, в среднем снизили расценки на 21%. Тем не менее есть и те, кто (по крайней мере пока) продолжает удерживать цены на уровне 2024 года.

Гусеничные экскаваторыДекабрь 2024 / март 2025
Develon DX225NLCA-19,80%
XCMG XE225DN-15%
Фронтальные погрузчикиДекабрь 2024 / март 2025
LiuGong 855H-20,60%
XCMG LW500FN-29,90%

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *